Замену индивидуальных приборов учёта должны проводить собственники помещений (за исключением счетчиков электроэнергии – они в этой статье не рассматриваются).
Где закреплена обязанность
Собственники приборов учёта используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (ч. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности).
В ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности написано, что организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта. Эти организации не вправе отказать в заключении договора о замене прибора учёта.
Ещё про замену счётчиков написано в Правилах предоставления коммунальных услуг № 354 (пункт 81 и дальше):
Оснащение жилого (или нежилого) помещения приборами учёта, их ввод в эксплуатацию, своевременная замена должны быть обеспечены собственником помещения.
Ввод счетчика в эксплуатацию
Ввод счётчика в эксплуатацию – это его документальное оформление в качестве прибора учёта, по показаниям которого будет рассчитаться плата за коммунальные услуги, после замены счётчика.
Ввод осуществляется исполнителем коммунальных услуг. Замененный счётчик должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца после его установки.
Заменить счётчик (осуществить монтаж нового) может сам исполнитель коммунальных услуг или сторонняя организация.
● Если монтаж проводила сторонняя организация, то надо написать исполнителю коммунальных услуг заявку, чтобы прибор ввели в эксплуатацию.
В заявке , в частности, пишутся:
- сведения о потребителе;
- предлагаемая дата и время ввода прибора учёта в эксплуатацию;
- тип и заводской номер прибора учёта, место его установки;
- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учёта;
- показания прибора учёта на момент его установки;
- дата следующей поверки.
К заявке надо приложить копию паспорта на счётчик.
Когда заявка поступит к исполнителю, он рассматривает предложенную там дату и время. Если у него нет возможности ввести счётчик в эксплуатацию в эти дату и время, то он должен в течение 3 рабочих дней направить потребителю предложение о новом времени и дате. При этом предлагаемая им дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В ходе ввода счётчика в эксплуатацию исполнитель проверяет:
※ соответствие заводского номера на приборе учёта номеру, указанному в его паспорте;
※ соответствие счётчика технической документации изготовителя, в том числе комплектации и схеме монтажа;
※ наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учёта);
※ работоспособность прибора учёта.
Если здесь выявится какое-то несоответствие, то исполнитель откажет вводить прибор учёта в эксплуатацию. После проверки составляется акт ввода прибора учёта в эксплуатацию.
Если счётчик монтировал сам исполнитель коммунальных услуг, то заявку писать не нужно. Исполнитель таким же образом оформляет и подписывает акт ввода.
В акте среди прочего указываются:
- дата, время и адрес ввода прибора учёта в эксплуатацию;
- фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учёта в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного прибора учёта, а также место его установки;
- решение о вводе или об отказе от ввода прибора учёта в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
- показания прибора учёта на момент завершения ввода прибора учёта в эксплуатацию и указание мест на приборе учёта, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
- дата следующей поверки.
Перед подписанием акта ввода представитель исполнителя устанавливает контрольные пломбы.
Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, которые вводили счётчик в эксплуатацию.
Ввод приборов учёта в эксплуатацию в соответствии с Правилами № 354 осуществляется исполнителем без взимания платы.
Важно! Установленный прибор учёта опломбируется исполнителем бесплатно с потребителя. Исключение: опломбирование производится повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.