Часто жители жалуются на холод в жилом помещении, но бывает и наоборот, что в отопительный сезон в квартире очень жарко и душно. Именно так было в случае нашего читателя.
Он обратился в суд с иском обязать предоставить отопление надлежащего качества, взыскать убытки 15 120 руб., компенсацию морального вреда 25 000 руб., неустойку 37 154 руб., потребительский штраф 38 637 руб.
В заявлении житель указал, что является собственником квартиры в доме, который находится под управлением ООО «Домжилсервис». Поставку отопления осуществляет ОАО «Мытищинская теплосеть». В отопительный сезон 2015 – 2016 гг. эти организации оказывали ненадлежащую услугу по отоплению: температура в квартире была выше установленных законодательством нормативов (выше 22 градусов). В связи с этим, он неоднократно обращался в управляющую компанию с просьбами исправить работу системы отопления и сделать перерасчёт, однако УК игнорировала заявления и не выполняла ремонтные работы. Жителю пришлось обратиться в Управление Роспотребнадзора, которое возбудило дело об административном правонарушении в отношении главного инженера УК по ст.6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.
В суд были представлены следующие документы:
- акты, подписанные жителем, а также техником-смотрителем, слесарем-сантехником, утвержденные руководителем УК. Из них следует, что температура в квартире составляла от 24,5 до 29 °C. Отмечено, что теплые полы отсутствуют, отопительные приборы от застройщика.
- акт, составленный представителем ОАО «Мытищинская теплосеть», с параметрами температуры теплоносителя, системы отопления и горячего водоснабжения, а также с указанием на соответствие качества, объема и порядка предоставления ОАО «Мытищинская теплосеть» коммунальных услуг требованиям Постановления правительства; в акте жителем сделана отметка, что претензий к работе ИТП нет ввиду отсутствия технических познаний, и указание на несоответствие температуры в квартире нормам (26 °C).
Городской суд отказал в удовлетворении требований жителя, но областной отменил решение нижестоящего суда и указал:
В пункте 15 Приложения Правил 354 установлено, что в жилых помещениях должна быть обеспечена температура воздуха не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20°C), допустимое превышение нормативной температуры – не более 4 °C. Согласно СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» показатели результирующей температуры воздуха в жилой комнате должны быть в пределах от 17°C до 23°C. Представленные акты являются достаточным и допустимым доказательством, подтверждающим факт нарушения качества отопления.
С учетом того, что первый акт о превышении температуры был составлен только в марте, суд пришёл к выводу, что оснований для проведения перерасчёта до марта не имеется, т.к. допустимых доказательств предоставления некачественной услуги до даты составления акта материалы дела не содержат. Однако, с тем, что в марте и апреле 2016 года жителю оказана услуга отопления ненадлежащего качества, суд согласился.
Принимая во внимание установленный факт предоставления некачественной услуги в марте и апреле 2016 года, факт оплаты отопления в марте 2 722,35 рублей, в апреле 1 879,29 рублей, суд взыскал с управляющей компании:
- 4 601,64 рублей в качестве причиненных убытков (поскольку в обязанности УК входит обслуживание внутридомовых инженерных систем, в том числе системы отопления, посредством которой в квартиру истца предоставляется услуга отопление. Суд также учёл отсутствие доказательств нарушения качества услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей, в том числе претензий ООО «Домжилсервис» к ОАО «Мытищинская теплосеть»).
- 2 000 рублей компенсации морального вреда;
- неустойку в размере 4 601,64 рублей;
- потребительский штраф в размере 50% от присужденной суммы – 5 601,64 рублей.
Также суд обязал УК и РСО обеспечить жителя надлежащей услугой по отоплению (дело № 33 – 21858/2017, Московский областной суд).