Прокуратура может проверять соблюдение управляющими организациями законодательства в сфере ЖКХ, в том числе на основе решений межведомственных оперативных совещаний при прокуратуре региона. Такие проверки не являются подменой контролирующих органов. Об этом напомнил Арбитражный суд Дальневосточного округа по делу №А16 – 700/2020.
Управляющая организация пыталась оспорить один из пунктов решения межведомственного оперативного совещания при Прокуратуре Еврейской автономной области по вопросам результатов прохождения на территории области отопительного периода и подготовки к новому отопительному периоду. Ещё она просила признать незаконными действия прокуратуры по проведению проверок соблюдения лицензионных требований, инициированных решениями нижестоящей (районной) прокуратуры во исполнение оспариваемого пункта.
Довод управляющей организации: прокуратура подменила жилищную инспекцию, что запрещено законом о прокуратуре.
Суды отказали в иске.
Они обосновали своё решение таким образом:
- пункт решения межведомственного совещания не нарушает права управляющей организации, поскольку в нем нет указаний прокуратуре района о проведении проверки именно в отношении заявителя и о возбуждении административных производств в отношении конкретной компании.
- с учетом характера возложенных на прокуратуру публичных функций допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке (подход сформулирован Верховным Судом РФ в постановлении от 12.02.2016 № 304-АД15 – 19173).
- для организации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере Генеральным прокурором РФ издан приказ от 03.03.2017 № 140. Согласно пунктам 1.1, 2.1, 2.5, 2.6 этого приказа органам прокуратуры предписано осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, считать его одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности; осуществлять его комплексно и гласно, во взаимодействии с контрольно-надзорными органами; сосредоточить усилия на организации надзора за обеспечением законности в процессе управления жилищным фондом, в том числе при лицензировании такой деятельности; уделять особое внимание полноте выполнения хозяйствующими субъектами обязанностей в части эксплуатации, ремонта и содержания жилищного фонда; пресекать нарушения организациями жилищно-коммунальной сферы требований законов, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности.
Суды пришли к выводу, что у прокуратуры района имелись законные основания для проведения проверок управляющей организации. При этом прокуратура действовала в пределах своих полномочий.
Ещё по полномочия прокуратуры в сфере ЖКХ:
- Может ли прокуратура проверять управляющие организации? Похожая история из Ярославля, дошедшая до Верховного Суда РФ.
- Может ли прокуратура оспорить решение общего собрания собственников