Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

5 частых нарушений в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности

Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики разъяснила, какие нарушения в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности встречаются наиболее часто, и на примерах из практики показала, к какой ответственности могут привлечь нарушителей. 

1. Отсутствие перечня мероприятий по повышению энергетической эффективности 

У ТСЖ не был разработан перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества. Такой перечень должен содержать предложения о мероприятиях, которые возможно проводить в доме, расходы на них, объем ожидаемого снижения используемых ресурсов, сроки окупаемости (ст.12 ФЗ № 261-ФЗ). Перечень составляется не реже раза в год и доводится до сведения жильцов. 
ТСЖ ничего из этого не сделало и было привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа 20000 р.
Решение о наказании было обжаловано в суд. ТСЖ ссылалось на то, что перечень должен составляться органами государственной власти области. Суды этот довод отвергли, так как законом неисполненная ТСЖ обязанность возлагается именно на лицо, ответственное за содержание дома (дело №А08-7526/2017).

2. Отсутствие теплоизоляции на трубопроводе

В ходе проверки по поручению вице-губернатора было выявлено, что УК не провела работы по восстановлению изоляции трубопроводов и теплообменников системы отопления с применением энергоэффективных материалов. Данная обязанность следовала из Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению, утвержденного постановлением Правительства субъекта РФ. 
Общество было привлечено к ответственности по ч. 4 ст.9.16 КоАП РФ в виде штрафа 25000 р. 
УК обжаловала решение в суд, ссылаясь на нарушения при проведении проверки. Суд таких нарушений не установил и оставил решение о штрафе в силе (дело №А56 – 42754/2017).

3. Несоответствие программы энергосбережения

Орган тарифного регулирования проверил, как теплоснабжающей организацией соблюдается законодательство об энергосбережении. В ходе проверки выявлено, что программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации не соответствует требованиям закона. 
Общество было привлечено к административной ответственности по ч.10 ст.9.16 КоАП РФ в виде штрафа 50000 р.
В случае, если тарифы на услуги регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования к содержанию программ в области энергосбережения организаций устанавливаются этими органами. 
В программе теплоснабжающей организации не были указаны сроки окупаемости мероприятий, а также мероприятия, предусмотренные нормативными актами органа тарифного регулирования.
Суды оставили жалобу общества без удовлетворения (дело №А12 – 22872/2017).

4. Нарушение сроков энергетического обследования

Ростехнадзор провёл проверку администрации сельского поселения в части соблюдением требований законодательства об энергосбережении. Было выявлено несоблюдение срока проведения обязательного энергетического обследования.
За это администрацию привлекли к административной ответственности по ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа 50000 р. 
Администрация, не оспаривания факт самого нарушения, обратилась в суд с просьбой признать нарушение малозначительным из-за малой штатной численности, отсутствия юриста, незнания такой обязанности до проведения проверки, устранения нарушения. 
Суд отказал в удовлетворении просьбы, так как не была доказана невозможность соблюдения закона в силу чрезвычайных событий и непредвиденных обстоятельств. Также не доказано принятие необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения (дело №А83 – 8343/2017).

5. Неустановка общедомовых приборов учёта

Теплоснабжающая (РСО) и управляющая организация заключили договор энергоснабжения. На РСО возложена обязанность оснащения дома, находящегося под управлением УК, приборами учета тепловой энергии и горячей воды. Теплоснабжающая организация установила узел учета и передала техническую документацию на него УК, но непосредственный ввод в эксплуатацию не произвела. 
Управление ФАС привлекло РСО к административной ответственности по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ в виде штрафа 80000 р. Обжалуя это решение в суд, РСО указала, что прибор учета она установила, а вводить его в эксплуатацию должна УК.
Суд не согласился с ней: обязанность по оснащению домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии возложена на ресурсоснабжающую организацию.
При этом РСО обязана была предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счёт с последующим возмещением расходов за счет собственников помещений.
На РСО, как профессионального участника рынка теплоснабжения и горячего водоснабжения, законодательно возложена обязанность не только по оснащению приборами учета, но и по эксплуатации приборов при отсутствии таковой со стороны собственников и уполномоченных собственниками лиц.
Ввод прибора учёта в эксплуатацию является частью услуги по его установке, представляет собой документальное оформление факта оборудования прибором учета и принятие его в качестве расчетного.
Решение ФАС признано законным (дело № А34 – 5266/2017).

Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом