Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа напомнил ресурсоснабжающим организациям об их обязанности своевременно направлять уведомления о приостановлении подачи коммунального ресурса.
Районная прокуратура Красноярска провела проверку по жалобам жителей многоквартирного дома. Собственники жаловались на отсутствие коммунальных услуг в течение двух дней. В ходе контрольных мероприятий орган надзора установил, что ресурсоснабжающая организация ООО «КрасКом» остановила водозабор для профилактики. За десять дней до профилактических работ диспетчерская служба уведомила заинтересованных лиц об отключении воды – всех, кроме управляющей компании ООО «УК “Жилком-24”».
Прокуратура решила, что водоснабжающая организация не приняла меры по заблаговременному уведомлению собственников жилых помещений и внесла представление.
Организация потребовала признать представление недействительным (дело № А33 – 37470/2019)
Общество настаивало, что информация о предстоящем отключении была размещена в средствах массовой информации. Так как управляющая компания расторгла договор водоснабжения, и собственники перешли на прямые расчеты, то необходимость уведомления УК отсутствовала.
Арбитражный суд Красноярского края отказал истцу. Судебная коллегия апелляционной инстанции оставила первое решение без изменения. Суды пришли к выводу, что представление не противоречит действующему законодательству:
- приостановление коммунальной услуги возможно после уведомления потребителей за 10 рабочих дней (ч. 3, ч. 8 ст. 21 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»);
- несмотря на переход на прямые расчеты УК должна располагать информацией о предстоящих приостановлениях подачи коммунального ресурса (пункт 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416);
- ресурсосонабжающая организация не известила потребителей коммунальных услуг и УК о приостановке холодного водоснабжения.
Кассационная инстанция подтвердила законность представления
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа поддержал выводы нижестоящих инстанций. Суды пришли к выводу, что прокуратура доказала факт нарушения обществом прав собственников помещений МКД (Постановление от 8 февраля 2021 г. № Ф02 – 7078/2020):
«лицо, осуществляющее управление МКД, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей и обязано отвечать за их качество в части надлежащего содержания инженерных коммуникаций, тогда как ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.
Способ предупреждения потребителя действующим законодательством не предусмотрен, вместе с тем, судом первой инстанции было обосновано учтено, что, несмотря на переход граждан на прямые расчеты УК должна располагать информацией о предстоящих отключениях подачи коммунального ресурса».