ЖКХРСОФЛТСЖ и ЖСКУК

Минстрой про двойные начисления за вывоз отходов при непроживании в одном из помещений

Минстрой РФ подготовил ответы к правительственному часу в Госдуме РФ. Правительственный час отменили, а ответы остались. Их прислал наш читатель (ответы имеются в распоряжении редакции), мы публикуем самое интересное.

Жители сталкиваются с двойными платежами за вывоз мусора при наличии двух и более объектов недвижимости. Часто речь идёт о ситуации владения гражданином квартирой и дачей/деревенским домом.

Позиция Минстроя РФ, сформулированная в ответах на ранее направленные запросы, состоит в том, что ситуация урегулирована и не требует корректировки законов или подзаконных актов. Действительно, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель имеет право на перерасчёт в случае отсутствия по месту жительства. Однако, в соответствии с п.56.2 Правил при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учетом собственников такого помещения. Норма, абсолютно понятная для расчетов, например, по теплу, крайне болезненно воспринимается в отношении платы за вывоз твердых коммунальных отходов. Ведь человек производит мусор по месту фактического нахождения, а собственников может быть несколько. Такой подход депутатам представляется крайне несправедливым. Ведь мусора нет, а плата есть. Между тем, региональные операторы массово отказывают в перерасчёте услуг по вывозу ТКО даже в случае предоставления убедительных доказательств отсутствия проживающих на объекте людей.

В этой связи Минстрою РФ задали вопросы:

Считает ли Министерство необходимым урегулировать эту ситуацию с целью восстановления справедливости и если да, то каким образом?

Ответ Минстроя РФ:

Субъекты РФ самостоятельно определяют порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО: исходя из общей площади жилого помещения, либо исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. В зависимости от выбранного способа оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО орган власти субъекта РФ устанавливает нормативы накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 148(30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. Пунктом 148(44) Правил № 354 предусмотрен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354. Обязанность по подтверждению факта временного отсутствия лежит на потребителе.

В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения перерасчет за временное отсутствие граждан в жилом помещении не производится.

В целях нивелирования социальной напряженности Минстроем России совместно с Минприроды России разработан проект постановления по внесению изменений в Правила № 354 в части перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, который внесен в Правительство РФ.

На практике, зачастую, региональные операторы из-за отсутствия четкого правового регулирования отказывают в перерасчете соответствующей платы, полагая, что эта плата должна вноситься в любом случае независимо от факта проживания в жилом помещении собственника. Планируется ли Министерством внести ясность в нормативное регулирование в целях исключения конфликтных ситуаций, связанных с оплатой непредоставленной коммунальной услуги при временном отсутствии потребителя в жилом помещении? [на практике проблемы обычно возникают у постоянно непроживающих. – Прим. ред.]

Ответ Минстроя РФ:

Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Учитывая, что в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствует механизм установления факта индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с отходами, в соответствии с пунктом 148(36) Правил № 354, установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

При этом предусмотрена возможность перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (пункт 148(44) Правил № 354) [однако в этом пункте Правил указано только про перерасчет при временном отсутствии. – Прим. ред].

Обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения, который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый). Исполнитель коммунальной услуги, в свою очередь, вправе снимать копии с предъявляемых собственником жилого помещения документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов, исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.

Таким образом, начисление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан не исключает возможности произвести перерасчет платы по твердым коммунальным отходам при обращении потребителя с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими факт отсутствия в данном жилом помещении постоянно и временно проживающих граждан, в адрес регионального оператора.

Похожие новости
ЖКХРСОУК

Дополнительное подключение ОДПУ к автоматизированным информационно-измерительным системам учёта

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

Почтовые ящики в подъезде не нарушают правила пожарной безопасности

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

Обязан ли наниматель квартиры оплачивать домофон?

ЖКХРСОТСЖ и ЖСК

Раздельный сбор мусора влияет на размер оплаты за ТКО