АСУСМКД - новый способ ведения реестра собственников
ФЛПишут читатели

Наниматели переплачивать не обязаны!

Применение АО «Энергосбыт Плюс» повышающего коэффициента при расчете потребленной электроэнергии для нанимателей служебных жилых помещений, в которых отсутствуют приборы учета, признано незаконным!

Став обладателем служебной квартиры по договору найма служебного жилого помещения в сентябре 2019 года, открыв лицевой счет в АО «Энергосбыт Плюс» по договору энергоснабжения и получив от него «платежки» за сентябрь и октябрь, я с ужасом обнаружил, что энергетики произвели расчет платы за потребленную электроэнергию с учетом повышающего коэффициента, так как сданная в наем квартира не была оборудована электросчетчиками.

Поскольку я не являлся собственником квартиры и достоверно знал, что не обязан устанавливать эти счетчики, так как являлся всего лишь нанимателем, посчитав, что применением повышающего коэффициента при расчете стоимости потребленной электроэнергии нарушаются мои права, как потребителя коммунальных услуг, я обратился за защитой нарушенных прав в Роспотребнадзор, который по результатам проведенного административного расследования привлек АО «Энергосбыт Плюс» к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования, назначив ему административный штраф в размере 50000 рублей и 2500 рублей издержек в связи с моими расходами на проезд для рассмотрения дела.

В обоснование своей позиции в постановлении по делу об административном правонарушении от 21 июля 2020 года начальник Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области указал следующее.

Применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях при наличии технической возможности установка коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета предусмотрено Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что повышающие коэффициенты к нормативу потребления применяются только в отношении собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета.

В силу пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, (далее – Правила) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коэффициента.

Таким образом, предъявление исполнителем коммунальных услуг платы, рассчитанной исходя из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки приборов учета в отношении иной категории потребителей, кроме категории «собственники помещений» не предусмотрено.

Таким образом, статья 157 Жилищного кодекса РФ определяет два случая расчета платы в случае, если не установлены приборы учета используемых воды, электрической энергии. Согласно общему правилу, расчет платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Для собственников, которые в силу требований закона должны установить приборы учета, но не установили, действует специальное правило определения размера за коммунальные услуги, а именно применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги.

При этом статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об энергоснабжении) предусматривает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов и именно на собственников помещений в многоквартирных домах, возлагается обязанность обеспечить оснащение таких домов как общедомовыми, так и индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Положения статьи 157 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривают необходимость исчисления платы для собственников помещений, не исполнивших установленную законом обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета коммунальных ресурсов с учетом повышающего коэффициента.

Вместе с тем, пункт 81 Правил, регулирующий порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, предусматривает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета, и только они наделены правомочиями требовать от исполнителя коммунальных услуг ввода приборов учета в эксплуатацию и принятия их к последующему расчету. Наниматели помещений такими полномочиями не наделены, обязанности по установке приборов учета также на них не возложены.

Возлагая на собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по оснащению соответствующим прибором учета используемых энергоресурсов, законодатель одновременно предусмотрел введение неблагоприятных имущественных последствий при неисполнении таких обязанностей. Так, частью 2 статьи 13 Закона об энергоснабжении предусмотрено, что до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Как уже указывалось, повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов.

Таким образом, исходя из буквального толкования статьи 157 Жилищного кодекса РФ, статьи 13 Закона об энергосбережении, системного толкования положений Правил в соотношении с вышеприведенными нормами Жилищного кодекса РФ и Закона об энергосбережении следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлена в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.

АО «ЭнергосбыТ плюс» производило начисление платы за коммунальные услуги (электроснабжение) нанимателю жилого помещения в многоквартирном доме, не оснащенном прибором учета, с применением повышенного коэффициента, тем самым, при расчете начисления оплаты потребителю, пользующимся квартирой на основании договора найма служебного помещения в многоквартирном доме, проведенные в сентябре и октябре 2019 г. за предоставление услуг по электроснабжению АО «ЭнергосбыТ Плюс» не соответствуют требованиям статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункта 81 Правил.

Под ценообразованием понимается процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам и услугам. К иному порядку ценообразования могут быть отнесены случаи определения цены на продукцию, товары либо услуги, когда их определяет не только сам хозяйствующий субъект по собственному усмотрению, а когда такие цены определяются иными лицами, решение которых носит для данного субъекта обязательный характер, либо в случаях, когда законодательством предусмотрен специальный порядок определения цены, обязательный для хозяйствующего субъекта. К порядку ценообразования относится, в частности, установление размера платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, регулирование которого осуществляется нормами Жилищного кодекса РФ и соответствующими нормативными правовыми актами.

Вина АО «ЭнергосбыТ Плюс» в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что у АО «ЭнергосбыТ Плюс» при необходимой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств, имелась возможность организовать контроль за соблюдением требований статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункта 81 Правил, однако АО «ЭнергосбыТ Плюс» не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства.

Вот так возможные невнимательность или банальная жадность вместо прибыли обернулись для энергетиков убытками. Хотели получить с меня дополнительные 580 рублей, а сами потеряли почти в 100 раз больше!

Автор: БорисЪ

Похожие новости
Колонка редактораЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

Должны ли жилищные инспекции в предписаниях учитывать срок исковой давности?

ЖКХФЛ

Проведение общих собраний собственников в период пандемии: рекомендации органа жилищного надзора

Колонка редактораЖКХФЛ

Непосредственное управление домом. Часть 3. Плюсы и минусы

ЖКХРСОФЛ

Должнику не удалось оспорить в Верховном Суде РФ норму о приостановлении коммунальных услуг