УК не соблюдала требования к аварийно-диспетчерскому обслуживанию жильцов МКД, за что получила штраф от ГЖИ (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу № А31 – 3401/2021).
В г. Костроме жильцы МКД обратились в Государственную жилищную инспекцию (далее — ГЖИ) с жалобами на то, что УК своевременно не реагирует на их заявки.
ГЖИ провела проверку и установила, что УК действовала вопреки требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170, а также Правил осуществления деятельности по управлению МКД № 416:
- в течение получаса с момента регистрации заявки не приняла меры по локализации аварии во внутридомовой системе холодного водоснабжения;
- в течение двух часов с момента регистрации заявки не ликвидировала засоры канализации;
- в течение получаса с момента регистрации заявки не проинформировала жильцов о сроках выполнения работ.
ГЖИ привлекла УК к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ (грубые нарушения лицензионных требований) и в качестве наказания назначила штраф — 150 000 рублей.
УК не согласилась с постановлением ГЖИ и попыталась оспорить его в суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали УК в удовлетворении требований.
Кассационный суд оставил вынесенные ранее решения без изменений, а жалобу УК — без удовлетворения:
- УК несет ответственность перед собственниками за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общедомового имущества (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
- Нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания относится к грубым нарушениям лицензионных требований (Положение № 1110 от 28.10.2014).
- Согласно пояснениям жильцов, УК или несвоевременно реагировала на их заявки, или не доводила работу до надлежащего результата. Например, после гидродинамической промывки канализационных труб водоотведение так и не восстановилось.
- УК представила выписку из журнала регистрации заявок, в которой нет сведений о датах и времени проведения работ, принимаемых оперативных решениях о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами.
УК не представила доказательств того, что приняла все зависящие от нее меры по недопущению совершения административного правонарушения.
Основные требования к срокам осуществления аварийно-диспетчерского обслуживания (п. 13 Правил № 416):
- ответ на звонок жильца — в течение не более 5 минут;
- локализация аварий во внутридомовой системе водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения — не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки; устранение — в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения;
- ликвидация засоров в системе водоотведения — в течение двух часов с момента регистрации заявки;
- ликвидация засора мусоропровода внутри МКД — в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;
- информирование жильца о планируемых сроках исполнения заявки — в течение получаса с момента регистрации заявки;
- рассмотрение заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций — в день поступления; не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение.