Семнадцатый арбитражный апелляционный суд признал, что изношенность основных канатов лифта требует проведения капитального ремонта. Поскольку общее собрание собственников не приняло решение о проведении капремонта по причинам, которые не зависят от УК, у контролирующего органа нет оснований привлекать УК к административной ответственности (дело № А60 – 26360/2021).
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области привлёк АО «Орджоникидзевская управляющая жилищная компания» из г. Екатеринбурга к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях — за нарушение лицензионных требований при управлении МКД. В качестве наказания УК была оштрафована на 125 000 р.
Сущность правонарушения сводилась к тому, что лифт в доме не работал, а УК якобы не приняла меры для ремонта.
УК с решением Департамента не согласилась и оспорила его в суде.
Арбитражный суд установил, что в действиях УК нет состава административного правонарушения. Суд признал постановление Департамента незаконным и прекратил производство по делу.
Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить постановление суда первой инстанции. В жалобе административный орган указывал:
- неисправность лифта представляет опасность для жизни и здоровья жильцов МКД;
- работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов входят в обязанности УК;
- для устранения выявленного повреждения лифта требуется проведение капитального ремонта, что не исключает обязанности УК по надлежащему содержанию общего имущества;
- сроки проведения капремонта, которые установлены региональной программой не исключают обязанности УК обеспечить надлежащее содержание общего имущества, в том числе провести капитальный ремонт.
Вышестоящая инстанция отметила:
- Чтобы обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию, УК организует его надлежащее обслуживание и ремонт (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда № 170).
- Содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами должна осуществлять специализированная организация. Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба (пункт 5.10.1 Правил № 170).
Вторая инстанция обратила внимание на предельную изношенность основных несущих канатов лифта, которую выявила специализированная служба во время технического обслуживания пассажирского лифта.
Чтобы предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан, работа лифта в МКД была остановлена.
Признавая решение суда первой инстанции законным, апелляционный суд исходил из следующего:
- Замена несущих тяговых канатов относится к работам капитального характера.
- Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта.
- УК не вправе использовать по своему усмотрению денежные средства, поступающие от жильцов МКД на содержание жилого помещения. В том числе не может распределять эти деньги на работы капитального характера.
- Также УК не может осуществлять сбор и аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах.
МКД был включён в Региональную программу капитального ремонта, в соответствии с которой ремонтные работы по замене и модернизации лифта были запланированы на 2021 год. Проведение капитального ремонта общего имущества в МКД зависит от решения общего собрания собственников.
УК уведомила всех собственников об отключении лифта, и его причинах, как и о том, что для ремонта лифта необходимо провести общее собрание собственников помещений.
Общее собрание собственников было проведено, но из-за отсутствия кворума решение не принято.
Поэтому суд посчитал, что УК приняла все зависящие от неё меры, чтобы обеспечить безопасное использование лифтового оборудования; событие административного правонарушения и состав правонарушения в действиях УК не установлены и не доказаны.