Вопрос читательницы: «Как провести очную часть собрания? Интересует практическая сторона: как реагировать на агрессоров, как уйти от неудобных вопросов и т.д.».
У нас был материал на эту тему, но мы собрали дополнительно рекомендации других наших читателей. Вот они.
Перед очной частью:
✔ Найти группу поддержки. Без сторонников будет сложно. Заранее спланировать роли.
✔ Подготовиться, составить план. Подготовка включает в себя в том числе:
- изучение общих вопросов о проведении собрания: грамотный человек внушает больше доверия;
- продумать ответы на типовые вопросы от собственников. Они появятся при обходе, если собственники уведомляются путем личного вручения сообщений о собрании;
- продумать, какие возможны негативные реакции и варианты их проработки.
✔ Перед собранием заранее обсудить вопросы в группе (чате) дома: так можно снять часть вопросов и выявить наиболее острые моменты, провести агитацию.
На очной части:
✔ Не кричать самому, не переходить на личности, быть терпеливым.
✔ Не уходить в спор.
«Самая большая ошибка – это позволить противникам сорвать вас в спор о достоинствах и недостатках. Все попытки «А вот нынешняя управляющая компания…» и прочего нужно мягко пресекать. Как это делать? Прерваться, выслушать и попросить далее не перебивать. Пообещать дать высказаться после оглашения повестки».
✔ Следовать четко вопросам повестки, отслеживать моменты ухода от сути и возвращать в обсуждение повестки. Сразу предложить, если у кого-то есть дополнительные иные вопросы, обсудить их на другом собрании, на встрече.
✔ Все фиксировать.
«Мы снимали короткие видео по 2 – 3 минуты, чтобы потом показать тем, кто не присутствовал. Выкладывали в чат дома, очень помогло и сэкономило кучу времени, чтобы не объяснять каждому отдельно».
От собственников:
✔ «Не допускать на очную часть представителей УК, которую меняют собственники».
✔ «Записывать телефонные разговоры. Так я записал разговор с фондом капремонта по вопросу включения в программу ремонта крыши. На собрании просто включил запись разговора с официальным представителем. Никто не решился подвергнуть сомнению мои аргументы, основанные на разговоре».
От ТСЖ (ТСН):
✔ «За 8 лет проведения собраний и управления своим домом (у нас ленивое ТСЖ, работаем в плотной связке с УК) изучили своих жителей, всегда знаем, кто будет мутить воду (постоянных агрессоров человек 5), поэтому перед каждым собранием (по любой теме) готовимся к отражению их нападок, проговаривая при подготовке внутри Правления свои ответы на все их возможные претензии, собирая на них компромат (например, размер задолженности по ЖКУ, количество проигранных исков в суде, и т.д.), который дает возможность перетащить на свою сторону жителей, которые могут быть введены в заблуждение этими крикунами. И также на регулярных заседаниях Правления всегда присутствует управляющий, который докладывает о любых, даже самых мелких недовольствах или претензиях жителей, пусть и моментально решенных без участия Правления. Таким образом, мы всегда в курсе настроений жителей и возможных претензий по любому поводу, даже не имеющих отношения к Повестке».
✔ «Иметь с собой документы о проделанной работе, план работ, сметы и бухгалтерские отчёты».
От управляющей организации:
✔ «На любом собрании, даже в самом позитивно настроенном доме, бывают люди, которые приходят выпустить пар. Поэтому после оглашения председателем собрания его повестки, когда слово передают мне, как руководителю УК, я предлагаю два варианта: либо сейчас все будут кричать и выпускать пар, но в этом случае я буду молча ждать, когда это закончится и отвечать на вопросы не буду, либо мы двигаемся по повестке, а после этого я буду в личном порядке отвечать на конкретные вопросы. Обычно помогает)».