Арбитражный суд Центрального округа признал, что УК правомерно привлечена к административной ответственности за ненадлежащее содержание и обслуживание газового оборудования и вентиляционных шахт (дело № А83 – 1310/2021).
Инспекция по жилищному надзору Республики Крым проверила, как муниципальное унитарное предприятие «Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» из Красногвардейского района Республики Крым соблюдает обязательные лицензионные требования при управлении МКД.
Во время проверки было обнаружено, что УК не выполняет Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению № 410. УК не проводит систематическую проверку внутридомового газового оборудования, дымовых и вентиляционных каналов в МКД, которые находятся в управлении компании.
Инспекция выдала УК предписание и привлекла её к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За нарушение УК была оштрафована на 250 000 р.
Управляющая компания не согласилась с привлечением к административной ответственности и обжаловала его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции решил, что вина УК в правонарушении доказана. Однако посчитал возможным на основании статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер штрафа до 125 000 р.
Апелляционная инстанция с решением согласилась.
УК посчитала такое решение незаконным и обжаловала его в вышестоящий суд. Арбитражный суд Центрального округа отметил, что правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований.
Кассационная инстанция подчеркнула, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, которое обеспечивает:
- соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пункт 10 Правил содержания общего имущества № 491)
Суд округа указал, что надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в МКД путём проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путём заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы (подпункт «а» пункта 11 Правил № 410).
Сроки проверки вентиляционных каналов:
Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов не реже 3 раз в год:
- не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона;
- в середине отопительного сезона;
- и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона (пункт 12 Правил № 410).
Вышестоящая инстанция отметила, что суды установили факт нарушения лицензионных требований (бездействия) УК, которая обязана соблюдать требования законодательства о мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Суды признали вину УК в совершении правонарушения. УК не приняла все зависящие от неё меры по соблюдению обязательных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
➜ Еще больше судебной практики про содержание вентиляционных каналов