На сайте Президента России опубликован Доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2020 год. Один из вопросов – организация капремонта общедомового имущества. В ходе мониторинга были выявлены три проблемы правового регулирования, решение которых требуется на федеральном законодательном уровне.
Проблема 1. Неполнота правового регулирования понятия «многоквартирный дом»
Так как в ЖК РФ нет понятия «многоквартирный дом», то это на практике затрудняет формирование перечня объектов, подлежащих включению в программу капремонта.
Для решения проблемы подготовлен законопроект, который предусматривает закрепление понятий «многоквартирный дом», «дом блокированной застройки».
Проблема 2. Неполнота правового регулирования вопросов формирования регпрограмм капремонта и краткосрочных планов их реализации
Сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения ремонта, не всегда соответствуют текущему техническому состоянию дома.
Например, в программе запланирован ремонт фасада, а при подготовке дома к ремонту становится ясно, что требуется ремонт крыши. В такой ситуации регион не имеет права перенести ремонт на более поздний период без наличия решения общего собрания собственников (часть 4 статьи 168 ЖК РФ).
Поэтому планируется внести изменения в Жилищный кодекс РФ: в перечне работ по капремонту, осуществляемых за счет минимального взноса, предлагается выделить как самостоятельный вид работ обследование технического состояния многоквартирного дома или его отдельных конструктивных элементов.
Проведение такого обследования позволит определить приоритетные виды работ по капремонту либо принять решение:
- об отсутствии необходимости проведения ремонта – если дом или его конструктивный элемент находится в нормативном состоянии,
- об отсутствии целесообразности его проведения – если установлено аварийное техническое состояние дома.
По результатам обследования предлагается предоставить право регионам изменять сроки проведения капремонта на основании заключения о результатах обследования, в том числе переносить срок выполнения работ на более поздний период в случае, если ремонт не требуется.
Проблема 3. Неполнота правового регулирования вопросов софинансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия
Стоимость капремонта в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, как правило, превышает предельную стоимость работ по капитальному ремонту. По общему правилу, превышение предельной стоимости работ осуществляется за счет средств собственников, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера такого взноса (часть 4 статьи 190 ЖК РФ). Статьей 191 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления за счет бюджетных средств финансовой поддержки при выполнении ремонта. При этом обязанность по софинансированию таких работ в части превышения предельной стоимости в отношении домов, являющихся объектами культурного наследия, не установлена.
Разработан проект федерального закона № 1180448 – 7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и Жилищный кодекс РФ», предусматривающий право органов публичной власти РФ оказывать финансовую поддержку в случае превышения размера предельной стоимости работ по капремонту общего имущества в домах – объектах культурного наследия за счет бюджетных средств с учетом историко-культурного значения таких объектов (федерального, регионального или местного значения).