ПАО «ТГК‑1» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области.
До этого Министерство проверило доначисление платы за отопление по жалобе одного из собственников многоквартирного дома и установило:
- в МКД установлен прибор учёта тепловой энергии, фиксирует объем теплоносителя, поступившего в МКД, но не определяет количество тепловой энергии, следовательно, не является ОДПУ тепловой энергии, и его показания не могут быть приняты к учету при расчете корректировки размера платы за отопление. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД должен производиться исходя из нормативов и без корректировки;
- ресурсоснабжающая организация тем не менее сделала эту корректировку, а потом стала начислять плату исходя из ежемесячного объема потребления
коммунальной услуги, определенного на основании показателей прибора учета за 2023 год;
- ПАО «ТГК‑1» пояснило, что объём тепловой энергии за год определён исходя из объёма теплоносителя и средней температуры в трубопроводах на источнике тепловой энергии.
Министерство выдало ресурсоснабжающей организации предписание устранить нарушения пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг №354, отменить корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению за год и с марта производить расчёт размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Суд первой инстанции признал предписание недействительным как несоответствующее Жилищному кодексу РФ, Постановлению Правительства РФ № 1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя»:
«В открытых и закрытых системах теплопотребления, суммарная тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, на узле учёта с помощью приборов определяется только время работы приборов узла учёта, масса (объём) полученного и возвращённого теплоносителя, а также масса (объём) теплоносителя, расходуемого на подпитку» (п. 98 Правил № 1034).
Однако апелляционная инстанция не согласилась с коллегами и оставила предписание в силе.
Под общедомовым прибором учета следует понимать средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил № 354).
При расчете размера платы за коммунальные услуги используются следующие единицы измерения (примечание 1 к Приложению № 2 к Правилам № 354):
а) в отношении тепловой энергии — Гкал;
б) в отношении нормативов потребления коммунальных услуг: отопление — Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
В МКД установлен прибор учета тепловой энергии на базе преобразователя измерительного АДИ‑0 – 1, осуществляющий измерение только объема теплоносителя (объема горячей воды) в подающем и обратном трубопроводе на вводе в МКД.
Министерство справедливо отмечало, что согласно п. 111 Правил № 1034 в отношении граждан – потребителей коммунальных услуг порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством, то есть в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 2 и 42(1) Правил № 354, исходя из которых плата определяется при наличии коллективного прибора учета по показаниям соответствующего вида коммунального ресурса. Для каждого вида коммунального ресурса предусмотрена установка соответствующего ОДПУ, которые фиксируют ресурс в соответствующей единице измерения, в данном случае – Гкал; не предусмотрено вычислять объем ресурса расчетным методом.
Таким образом, установленный в МКД прибор учета не определяет количество тепловой энергии, следовательно, не является ОДПУ тепловой энергии, и его показания не могут быть приняты к учету при расчете платы за отопление и расчете корректировки размера платы за отопление (дело № А42 – 7674/2024).