Заместитель директора Департамента госжилстройнадзора Свердловской области проживала в доме под управлением ТСЖ «Юго-Западное». Как собственник, обладающий значительными познаниями в сфере ЖКХ, она не согласилась с некоторыми действиями ТСЖ и пожаловалась на него через ГИС ЖКХ в тот же Департамент.
Сначала это было обращение по поводу начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, а затем — об отказе ТСЖ в выплате штрафа за неправильные начисления путем снижения размера платы за коммунальную услугу.
Департамент (в лице другого должностного лица) провел две документарные проверки, убедился в наличии нарушений и выдал товариществу предписания:
— обеспечить начисление платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, с учетом площади всех жилых/нежилых помещений в МКД (в частности, ТСЖ не учитывало площадь подземного гаража);
— устранить нарушение по непроведению проверки правильности исчисления размера платы за горячую воду.
ТСЖ оспорило предписания в суде. Его доводы:
— специалист, проводивший проверку, является подчиненным заявителя, то есть имеет место конфликт интересов;
— заявитель на момент написания жалобы являлась должником;
— жалобы написаны в рабочее время, то есть за счет налогоплательщиков.
По существу нарушений ТСЖ указало, что подземный гараж является самостоятельным объектом капитального строительства, а заявление о проверке правильности начисления не содержало даты рождения и ИНН.
Суд отклонил эти доводы:
— МКД и подземный гараж являются единым объектом капитального строительства, поскольку имеют общий адрес, расположены на одном земельном участке;
— п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг № 354 действительно предусматривает требования к содержанию заявления, однако не устанавливает возможность отказаться от рассмотрения заявления и проверки правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги. Из ответов ТСЖ не видно, что проверка проводилась или что товарищество не согласно с содержанием заявления.
На конфликте интересов суд остановился подробнее.
При рассмотрении одного из дел выяснилось, что еще до жалоб заместитель директора уведомляла комиссию по урегулированию конфликта интересов о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий.
Для предотвращения конфликта интересов комиссия предложила возложить надзор за ТСЖ «ЮГО-ЗАПАДНОЕ» на других заместителей директора Департамента. Это и было сделано: решение о проверках принимал другой заместитель директора, не подчиненный заявителю.
Суд отметил, что государственные гражданские служащие пользуются всеми правами, в том числе правом на обращение в государственные органы за защитой нарушенных прав.
Ни Закон о госконтроле № 248-ФЗ, ни Жилищный кодекс РФ не предусматривает отказ в проведении проверки по мотиву возможного конфликта интересов (дела № А60 – 39215/2024 и № А60 – 35511/2024).