Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Законно ли сокращение объема работ по капремонту путем внесения изменений в краткосрочный план

Несколько собственников МКД обратились в суд с иском к ФКР. Просили обязать ответчика произвести капремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения в срок до 31.12.2024, а на случай неисполнения вынесенного решения в срок — взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 500 рублей в день.

Поводом для обращения стало следующее.
МКД истцов включен в региональную программу капремонта. В объем планируемых на 2021 – 2023 гг. работ вошли: ремонт внутридомовых инженерных систем, фасада, подвальных помещений и крыши, а также разработка проектной документации на капремонт, строительный контроль. Эти же работы были предусмотрены и краткосрочным планом реализации региональной программы на 2021 – 2023 гг., утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП.

Однако позднее выяснилось:
— по итогам аукциона в МКД будет производиться только ремонт фасада, системы теплоснабжения, общедомовых подвальных помещений и крыши;
— в августе 2023 г. Правительство Свердловской области утвердило краткосрочный план на 2024 – 2026 гг. (постановление № 576-ПП), которым перенесло капремонт внутридомовых инженерных систем на 2025 г. 

Вот с этим истцы и выразили свое несогласие, указав: объем работ, предусмотренный региональной программой, ФКР не выполнил; произвольное сокращение перечня работ по капремонту законом не предусмотрено. Более того, необходимость капремонта инженерных сетей подтверждена обследованием, проведенным еще в 2021 г.

Суд первой инстанции в иске отказал.
«Региональный оператор не вправе самостоятельно определять сроки и виды работ по капитальному ремонту. Он обязан выполнять свои обязанности в те сроки и объемы, которые установлены нормативными актами, что и было сделано. До наступления этого срока Фонд не вправе организовывать и финансировать выполнение каких-либо работ за счет средств фонда капитального ремонта».

Апелляционный суд оставил вынесенное решение без изменений.
Дополнительно отметил: в феврале 2024 г. Правительство Свердловской области актуализировало региональную программу, в том числе в части сроков проведения, а также перечня работ и услуг по капремонту в спорном МКД (постановление от 15.02.2024 № 77-ПП, строка 9500 приложения к региональной программе).

Также суд указал, что региональная программа и краткосрочный план на 2024 – 2026 гг. не отменены и не признаны незаконными в судебном порядке. То есть, ФКР вполне обоснованно ими руководствуется.

Седьмой КСОЮ направил дело на новое рассмотрение.
— В региональную программу можно внести изменения, касающиеся срока проведения работ и их планируемого перечня, но для этого нужно решение общего собрания собственников (ч. 4 ст. 168 ЖК РФ). В рассматриваемом случае его нет.
— Не учли суды и необходимость проведения капремонта инженерных сетей согласно заключению специалистов.

При новом рассмотрении дела апелляционный суд отменил решение первой инстанции и удовлетворил иск частично. При этом указал на следующее:
— путем принятия краткосрочных планов не предусмотрено изменение сроков проведения капремонта и исключение из запланированных региональной программой в определенные периоды видов услуг и (или) работ;
— основания для переноса срока капремонта на более поздний период, согласно ч. 4 ст.168 ЖК РФ, не установлены;
— в рамках другого дела принято и вступило в законную силу судебное решение, которым строка 9500 в приложении к региональной программе признана недействующей в части указания планового периода проведения капремонта сетей электро- и водоснабжения, водоотведения, осуществления строительного контроля.

Таким образом, сроки проведения капремонта (2021 – 2023 гг.), установленные действующей редакцией региональной программы, истекли, а ремонт внутридомовых инженерных систем в полном объеме не произведен.

С учетом всех обстоятельств суд обязал ФКР обеспечить проведение ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения. При этом указал, что ответчик должен приступить к выполнению указанных работ с момента вступления вынесенного решения в законную силу. А вот заявленный истцами срок — до 31.12.2024 — неисполним (определение Свердловского областного суда по делу № 33 – 19727/2024).

Но этим спором дело не ограничилось. Один из истцов также судился с Администрацией городского округа Первоуральск (эти события развивались чуть раньше).

Повод: постановлением № 1058 от 28.06.2019 Администрация утвердила краткосрочный план на 2021 – 2023 гг. и изначально по графе «Ремонт внутридомовых инженерных систем» (без указания конкретных видов систем) предусмотрела объем финансирования в 8 597 087,88 рублей.
Впоследствии постановлением № 206 от 23 января 2023 г. внесла в краткосрочный план изменения и определила объем финансирования в 6 022 036,46 рублей — только для капремонта системы теплоснабжения. В графах по остальным видам систем (электро- и водоснабжения, водоотведения) оказались проставлены нули.

Административный истец посчитал, что такое исключение из объема работ по капремонту незаконно и попытался в этой части признать постановление Администрации № 206 недействующим.
То есть, та же проблема, но с другого ракурса.

Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали.
Исходили из того, что изначально планируемые виды работ не были конкретизированы. ФКР направил по ним предложение собственникам, но те не провели ОСС и не согласовали перечень работ. В итоге Администрация уточнила объем работ по капремонту с соблюдением принципов, предусмотренных законодательством, а также требований к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.

Седьмой КСОЮ также не усмотрел нарушений прав административного истца, поскольку ремонт систем водоотведения, электро- и водоснабжения запланирован на 2024 – 2026 гг. (на этом этапе вопрос о законности такого переноса еще не разрешился).

Спор дошел до Верховного Суда РФ, который с выводами коллег не согласился и принял новое решение: признал недействующим постановление Администрации № 206 в заявленной административным истцом части (определение № 45-КАД24 – 18-К7).

Ссылаясь на ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, а также п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, Верховный Суд РФ отметил: указание на «ремонт внутридомовых инженерных систем» (без конкретики) подразумевает ремонт систем водоотведения, электро‑, тепло- и водоснабжения. 

Оспариваемое постановление № 206 не соответствует приложению к региональной программе, которым проведение спорных работ в МКД запланировано на 2021 – 2023 гг.
Выводы нижестоящих судов о возможности корректировки краткосрочного плана в соответствии с п. 2 ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ несостоятельна. «Данная норма не касается правового регулирования вопроса изменения перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Вопреки положениям ч. 2 ст. 168 ЖК РФ, а также раздела 4 региональной программы (в редакции от 07.04.2022), Администрация предусмотрела на 2021 – 2023 гг. капремонт только одной инженерной системы — теплоснабжения.

Кроме того, вступившим в законную силу судебным решением признана недействующей строка 9500 в приложении к региональной программе, касающаяся изменения срока проведения капремонта сетей электро- и водоснабжения, водоотведения, осуществления строительного контроля (их перенос на период 2024 – 2026 гг.).

Незаконный перенос сроков капремонта на более поздний период
Больше материалов про капитальный ремонт МКД

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом