Управление ЖКХ администрации Ижевска выдало ООО «УК-Ижкомцентр» предписание из-за неправомерных начислений за уборку паркинга.
Обжаловать предписание в судебном порядке управляющей организации не удалось: суды пришли к выводу, что УК не соблюла обязательный досудебный порядок, хоть и направила свою жалобу через ГИС ЖКХ. Именно этот вопрос, а не законность предписания стали предметом рассмотрения трех судебных инстанций (постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу № А71 – 13945/2024).
УК настаивала на том, что к возникшей ситуации досудебный порядок урегулирования спора, установленный положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», не применим. Одновременно с этим компания указывала, что закон не конкретизирует, какая именно система подачи должна быть использована для направления жалобы.
По первому доводу суды ответили: предписание выдано по результатам внеплановой документарной проверки на основании п. 1 ч. 2 ст. Закона № 248-ФЗ, следовательно, соблюдение предусмотренного этим законом досудебного порядка урегулирования спора является обязательным.
Ко второму возражению суды тоже подобрали подходящую норму того же закона – ч. 1 ст. 40: жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи. Каких-либо уточнений в отношении способа подачи жалобы нормативными актами не предусмотрено.
«Следовательно, жалоба должна быть подана именно в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг».
Подсистемой досудебного обжалования является «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» или сокращенно ГИС «ТОР КНД» (ч. 1 ст. 43 Закона № 248-ФЗ), то есть на Госуслугах обеспечена возможность подачи жалобы на решение контрольного органа по рассматриваемой документарной проверке.
Однако УК направила жалобу через ГИС ЖКХ, на что получила ответ контролирующего органа о том, что такая жалоба не засчитывается.
Компания же полагала, что ГИС ЖКХ – это тоже часть Госуслуг, поэтому для досудебной жалобы сойдет и эта система. Однако суды написали, что нет, не сойдет: «ГИС ЖКХ имеет иные цели и не предусматривает возможность обжалования через нее решений контрольного (надзорного) органа».