Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики разъяснила: допустима ли приватизация, в том числе субъектами малого и среднего предпринимательства объектов энергетики, не входящих в состав имущественного комплекса унитарного предприятия в качестве основного производственного фонда и предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения и иных субъектов потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ) названный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
На основании пункта 5 статьи 3 Закона № 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены иным федеральным законом.
Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Закона № 159-ФЗ не урегулированные данным Законом отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом № 178-ФЗ.
Совокупность приведенных положений означает, что определенные Законом № 159-ФЗ особенности для субъектов малого и среднего предпринимательства не отменяют действия иных особенных норм, предусмотренных Законом № 178-ФЗ и применяемых при приватизации государственного и муниципального имущества.
Так, устанавливая для субъектов малого и среднего предпринимательства особенности условий и порядка приватизации арендуемого ими государственного и муниципального имущества, заключающиеся в обязательности его продажи публичными властями по желанию арендатора, Закон № 159-ФЗ не расширяет круг разрешенных к приватизации объектов недвижимости. Реализация права преимущественного выкупа, предоставленного Законом № 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства, возможна лишь по имуществу, приватизация которого допускается Законом № 178-ФЗ, и при соблюдении предусмотренных им ограничений.
Особенности приватизации объектов коммунально-бытового назначения определены статьей 30 Закона № 178-ФЗ. Согласно пункту 1 данной статьи объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия за прямо перечисленными исключениями, в числе которых названы используемые по назначению объекты транспорта и энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. В силу пункта 2 статьи 30 закона эти объекты, не включаемые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, Закон № 178-ФЗ не разрешает приватизацию используемых по назначению для нужд населения отдельных объектов энергетики, указывая, что эти объекты должны находиться в муниципальной собственности.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2012 № 16662/11.
Условием, отменяющим такое ограничение приватизации, является случай, когда объекты энергетики являются основными производственными фондами унитарного предприятия (пункт 1.1 статьи 30 Закона № 178-ФЗ). Критерий отнесения объекта энергетики к основному производственному фонду унитарного предприятия определен в пункте 1.3 данной статьи.
Особенности приватизации указанных объектов урегулированы статьей 30.1 Закона № 178-ФЗ (пункт 1.2 статьи 30 Закона № 178-ФЗ).
Вместе с тем буквальное толкование пункта 1.2 статьи 30 Закона № 178-ФЗ позволяет прийти к выводу, что объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем, не являющиеся основными производственными фондами унитарного предприятия, исключены из предмета регулирования особенностей приватизации, предусмотренных статьей 30.1 Закона № 178-ФЗ.
Таким образом, возможность приватизации объектов энергетики, не входящих в состав имущественного комплекса унитарного предприятия в качестве основного производственного фонда и предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, ограничена в силу прямого запрета закона о приватизации. При этом, поскольку условие обслуживания жителей соответствующего поселения установлено как критерий ограничения оборотоспособности объектов энергетики, а законом определен участник оборота (муниципальное образование), которому может принадлежать объект гражданских прав (пункт 2 статьи 129 ГК РФ), установление факта обслуживания объектами энергетики иных субъектов (потребителей) не отменяет установленный законом запрет на приватизацию.
Учитывая изложенное, приватизация, в том числе субъектами малого и среднего предпринимательства, объектов энергетики, не входящих в состав имущественного комплекса унитарного предприятия в качестве основного производственного фонда и предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения и иных субъектов потребления энергии, не допустима.
Вопросы о порядке реализации указанных объектов при банкротстве предприятия регулируется специальным законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна