Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Кто должен организовывать сбор ТКО с территории пляжа

Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики разъяснила: обязанность организовать сбор ТКО с территории пляжей, складирование ТКО в соответствующее место (площадку) накопления не может быть безусловно вменена администрации исключительно в силу отнесения пляжей к территориям общего пользования в границах муниципального образования.

Этот вывод подтверждается случаем из судебной практики. 

Общество (региональный оператор) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО и неустойки.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, требования удовлетворены в полном объеме. Суды пришли к выводу о наличии договорных правоотношений между обществом и администрацией на оказание услуг по обращению с ТКО, о заключенности договора на условиях типового и доказанности фактического оказания обществом администрации соответствующих услуг в спорный период, в связи с чем в отсутствие доказательств оплаты ответчиком услуг регионального оператора признали иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал следующее.

Из положений Правил пользования пляжами в РФ, утвержденных приказом МЧС России от 30.09.2020 № 732, Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.06.2006 № 536, следует, что эксплуатация пляжа является особым видом хозяйственной деятельности, предполагающим совершение конкретных действий, и осуществляется владельцем пляжа.

Пункт 1.2 Правил № 536 определяет владельца пляжа как юридическое или физическое лицо, индивидуального предпринимателя, имеющие в собственности или на ином законном основании в соответствии с законодательством РФ земельный участок и водный объект или его часть, предназначенные для оборудования и эксплуатации пляжа.
Под иными законными основаниями владения и пользования земельным участком, предназначенным для эксплуатации пляжа, надлежит понимать, в частности, использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, без их предоставления и установления сервитута, в том числе публичного, в целях размещения нестационарных объектов.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых осуществляется в соответствующем порядке, в том числе объекты на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов: теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, лодочные станции, объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов.

Администрация как лицо, осуществляющее заключение договоров на размещение таких объектов, располагает информацией о лице, которое приняло на себя обязанности владельца пляжа, предусмотренные Правилами № 732 и 536.

Разделом 2 Правил № 536 установлены требования к пляжам и другим местам массового отдыха людей на водных объектах. В числе таких требований закреплены следующие. Накопление твердых коммунальных отходов на пляже должно осуществляться в контейнерах для мусора емкостью 0,75 куб. м на контейнерных площадках, расположенных в хозяйственной зоне и оборудованных в соответствии с установленными федеральным законодательством санитарно-эпидемиологическими требованиями. На каждые 4000 кв. м площади пляжа должен устанавливаться 1 контейнер. Расстояние от контейнерной площадки до уреза воды должно составлять не менее 50 м (пункт 2.7 Правил № 536).
Эти требования соотносятся с требованиями, установленными пунктами 8.6.2 и 8.6.3 СанПиН 2.1.2.031 – 12.366 – 97 «Устройство, оборудование и эксплуатация пляжей Краснодарского края», утвержденных постановлением Главного государственного врача по Краснодарскому краю от 30.12.1997 № 5.
Согласно пункту 3.3 названных СанПиН ответственность за выполнение необходимых мероприятий по безопасности и охране жизни людей, санитарных правил на пляжах несут организации, в ведении которых находятся пляжи.

Содержание Правил благоустройства территории города Туапсе, утвержденных решением Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 24.10.2017 № 2.8, приведенным нормам права не противоречит.
Так, согласно пункту 10.5.70 Правил № 2.8, организации, отвечающие за уборку территории города, в результате которой образуются мусор и смет уличный, в том числе мусор и смет от уборки парков, зон массового отдыха, набережных, пляжей, других объектов благоустройства, обязаны заключить договор с региональным оператором либо с лицом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пункта 10.5.91 Правил № 2.8 перед началом эксплуатации пляжа заключаются договоры на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.

Таким образом, обязанность организовать сбор ТКО с территории пляжей, складирование ТКО в соответствующее место (площадку) накопления не может быть безусловно вменена администрации исключительно в силу отнесения пляжей к территориям общего пользования в границах муниципального образования.

Судами не установлен в определенном нормативными актами порядке владелец спорного пляжа как лицо, принявшее на себя обязательства по соблюдению нормативных требований к эксплуатации пляжа, осуществлявшее деятельность по эксплуатации пляжа, влекущую образование отходов и создающую обязанность по их сбору и складированию в отведенное место накопления ТКО.

Создание администрацией спорной контейнерной площадки само по себе не свидетельствует о том, что администрация является владельцем пляжа, не возлагает на нее безусловной обязанности (безотносительно к источнику отходообразования) по содержанию такой площадки и заключению с региональным оператором договора на вывоз ТКО с данной площадки.

Кроме этого, установление обстоятельства – типа спорной контейнерной площадки как индивидуальной для пляжа либо общественной – входит в предмет доказывания по делу, поскольку предопределяет порядок расчета (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № А32 – 60900/2023).

Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна

Ad 1
Реклама. ООО «Служба правовых извещений» ИНН 0278195730 Erid 2Vtzqvs2poa
Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом