Супруги приобрели земельный участок в ТСН «Волжский» (Самарская область). Право собственности на него зарегистрировала жена, она же вступила в члены товарищества. Однако муж решил: указанные квадратные метры — совместная собственность, поэтому он тоже собственник и вправе стать членом ТСН. Вот только товарищество в этом отказывает из-за отсутствия зарегистрированных прав на участок. Доказывать свою правоту мужчина решил в суде.
Суд первой инстанции согласился с позицией товарищества. А вот апелляционный суд признал незаконным протокол заседания правления ТСН, которым истцу в членстве было отказано. При этом указал: «имущество, приобретенное супругами в браке, принадлежит им на праве совместной собственности в силу норм ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, на чье имя это имущество оформлено».
Шестой КСОЮ с этим не согласился и направил дело на новое рассмотрение (определение № 88 – 20395/2024).
- Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в ЕГРН (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
- В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (ст. 223 ГК РФ).
- В ЕГРН должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
- «Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности, при этом, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права» (п. 52, 58, 59 совместного постановления №10/22 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года).
То есть, государственная регистрация права носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Однако соответствующие доказательства истец не представил.
Что касается совместной собственности: применёнными нормами семейного законодательства не регулируются правоотношения сторон, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, участия в управлении делами товарищества.
И в приобретении членства товарищества должно быть отказано в случае, если заявитель не является собственником, а в отдельных случаях — правообладателем участка в границах товарищества (п. 2 ч. 9 ст. 12 Федерального закона № 217-ФЗ).
Кроме того, от одного земельного участка, даже и находящегося в собственности нескольких лиц, в члены садоводческого товарищества может быть принято только одно лицо, которое вправе участвовать в собрании и голос которого как члена товарищества подлежит учету (по смыслу ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 217-ФЗ). При этом супруга истца уже является членом ТСН.
При новом рассмотрении дела апелляционный суд оставил без изменения решение, вынесенное коллегами из нижестоящей инстанции (определение Самарского областного суда № 33 – 13350/2024).
Истории написаны специально для Telegram-канала МойСНТ. Присоединяйтесь, там много других полезных материалов.