В январе 2024 года Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области проверило, правильно ли ГЖИ Ростовской области начисляет и уплачивает страховые взносы.
Выяснилось, что инспекция в 2021 – 2023 годах заключала с физическими лицами договоры возмездного оказания услуг по уборке помещений, которые содержат признаки трудовых отношений:
- в договорах указана не разовая работа, а прописаны функции, входящие в обязанности работника в течение года;
- в функции работников включены обязанности, аналогичные должностной инструкции уборщиков;
- договоры заключены на длительный срок (шесть месяцев, год) или неоднократно перезаключались с одними и теми же физическими лицами
- в договорах указан конкретный фиксированный размер оплаты труда в месяц;
- выплаты производились регулярно (ежемесячно);
- при выполнении работ использовались материалы и оборудование заказчика.
ОСФР по Ростовской области пришло к выводу, что ГЖИ не включила в облагаемую базу при исчислении страховых взносов 1 млн рублей, выплаченных по договорам возмездного оказания услуг. Проверяющим органом было принято решение о привлечении ГЖИ к ответственности за неправильное начисление страховых взносов.
Инспекции было предложено уплатить недоимку, штраф и пени.
Инспекция не согласилась с выводами ОСФР относительно характера договоров и обратилась в суд.
Суды двух инстанций посчитали претензии ГЖИ необоснованными (дело № А53 – 9468/2024).
По мнению судов, ОСФР по Ростовской области доказана формальная подмена трудовых отношений на гражданско-правовые договоры.
Суды отклонили доводы инспекции об отсутствии в штатном расписании штатной единицы уборщика служебных помещений и указали, что “при квалификации спорных правоотношений неправомерно отдавать приоритет юридическому оформлению отношений между сторонами (наличию соответствующей единицы в штатном расписании, наименованию договора), необходимо выяснять действительное наличие между сторонами трудовых или гражданско-правовых отношений, поскольку именно фактический характер взаимоотношений определяет природу договора, а не наоборот”.
Не приняли суды и доводы о том, что ОСФР раньше не обращало внимание на подобные договоры, а они инспекцией заключаются с 2018 года.
“Отсутствие претензий по результатам проверок также не препятствует выявлению нарушений в рамках новых выездной проверки и не исключает ответственность налогоплательщика”.
Материал написан для нашего Telegram-канала «Жилищный инспектор»