Оксана Казанцева, инициатор создания ТСЖ «На Горячева» (г. Омск), а теперь член правления товарищества, рассказала о своём опыте создания ТСЖ.
Почему Вы решили выбрать этот способ управления? Или какие преимущества видите в управлении ТСЖ по сравнению с другими формами управления?
Собственники, недовольные бездействием УК, решили, что необходим такой способ управления, при котором вся финансовая деятельность прозрачна, и есть возможность самим выбирать виды и исполнителей работ по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту, а не переплачивать постоянно. ТСЖ в данном случае оказался тот самый подходящий вариант.
Как происходило создание, если обрисовать это в общих чертах?
В общедомовом чате предварительно обсудили все возможные условия и риски, убедились, что большая часть собственников «за» создание ТСЖ, выбрали инициативную группу, которая составила Правление, из числа членов правления выбрали Председателя.
Решено было пригласить Управляющего ТСЖ, опытного человека, который успешно возглавлял ТСЖ в своем доме на протяжении 3 лет, и у которого уже имелся толковый бухгалтер, а также сотрудники АДС.
Разработали Устав, составили смету (тариф решено было оставить прежним). Провели общее собрание собственников, на котором 58% проголосовали за вступление в ТСЖ.
Результаты решения оформили по всем правилам, чтобы со стороны УК не было шанса его опротестовать. Зарегистрировали ТСЖ с соблюдением всех формальностей и приступили к обслуживанию МКД.
Какие ресурсы (финансовые, человеческие, технические) были необходимы для создания ТСЖ, и где Вы их нашли?
Главный ресурс – инициативные собственники. Их, на удивление, оказалось довольно много.
Финансовых вложений потребовалось не так уж много, регистрацию оплачивали общими усилиями, потом возместили затраты, включив в квитанцию отдельной строкой разовый платёж в размере 2 руб. с кв.м площади помещений, занимаемых собственниками.
Много было оказано безвозмездной посильной помощи от жильцов: кто-то принёс бумагу для печати, оказывал помощь в услугах полиграфии (распечатка документов, изготовление адресных табличек и т.п.).
Возникла острая проблема с поиском дворника и уборщика подъездов, поскольку погодные условия в нашем регионе на тот момент были ужасными, а УК запретила персоналу клининговой компании обслуживать наш дом. Поэтому месяца 2 пришлось собственными усилиями чистить двор от снега и устраивать дежурство по уборке подъездов, пока не откликнулись кандидаты на вакансии. Это, пожалуй, был самый трудный этап. Приходилось пользоваться разовыми услугами, а они не дешёвые.
Вступили в группы, организовали взаимодействие с другими ТСЖ, делились контактами, советами.
Как вы мотивировали собственников участвовать в создании ТСЖ? И как оцениваете уровень вовлеченности собственников в создание ТСЖ?
Мотивировать пришлось на наглядных примерах МКД, в которых ТСЖ работало более 2 лет. Просили их поделиться информацией, фото и видео «до и после», честно рассказать о плюсах и минусах. Всю информацию без прикрас скидывали в общедомовой чат, сразу сообщили о публикации только проверенных фактов, указывали конкретные адреса МКД с созданными ТСЖ.
В нашем случае уровень вовлеченности собственников был довольно высоким. Причем, после терпеливого разъяснения отличий ТСЖ от УК активно стали помогать даже люди старшего поколения, которые поначалу с недоверием, категорическим возражением отнеслись к самой идее создания ТСЖ. Но наглядные примеры успешной работы других очень быстро дали нужный результат.
Были ли какие-то препятствия со стороны УК, как их преодолевали?
Конечно были! Ещё какие!
Представители УК активно вмешивались в процесс, размещали листовки, где главной темой было «не верьте, вас хотят обмануть» и т.п. Пришли на собрание с целью его сорвать, заручились поддержкой бабушек и дедушек, которых обработали в духе «ТСЖ ‑это мошенники, только УК может управлять домом». Мы вовремя догадались не вступать с ними в перепалку, снимали все происходящее и их откровенные угрозы в адрес активистов на видео, в итоге зашли в подъезд, вызвали полицию и только так продолжили собрание по расторжению договора с УК и созданию ТСЖ. И нам это удалось!
Как регистрировали товарищество в налоговой?
В налоговой инспекции не возникло ни одного вопроса к нам, регистрация проходила дистанционно в довольно короткий срок – всего 3 – 4 дня! Никаких проблем!
Какие другие трудности Вы встретили на старте создания ТСЖ?
Все трудности возникали исключительно благодаря козням, которые устраивала бывшая УК. Например, почти 2 месяца не передавали документы по МКД, ключи от технологических помещений (пришлось сразу менять замки), пытались подослать якобы с проверками каких-то фиктивных газовщиков, сотрудников энергосбытовой компании и т.п.
Только спустя полгода после нашего обращения в суд, нам наконец-то передали акты технического осмотра, состояния оборудования, ключи (которые уже давно были никому не нужны) и т.д. Настраивали Администрацию округа против нас, распространяя недостоверную информацию, писали жалобы, на которые нам приходилось отвечать, хотя не было особых причин. Просили жильцов жаловаться сразу в Администрацию по любому поводу.
Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию?
ТСЖ отметило год со дня создания. Пополнилось новыми членами. По итогам 6 месяцев провели ревизионную проверку финансовой деятельности. Жильцы увидели цифру остатка на лицевом счёте ТСЖ, и доверие к Правлению возросло в разы.
До сих пор ведем судебные тяжбы с бывшей УК, которая не желает добровольно возвращать остаток денежных средств собственников.
Провели первое собрание членов ТСЖ по утверждению новой сметы и тарифа по содержанию жилья. К его повышению на 4 рубля собственники отнеслись с пониманием, так как увидели, что деньги, которые они платят, расходуются по назначению. Все траты обсуждаем вместе со всеми жильцами, выслушаем мнение всех, каждый имеет право на своё видение ситуации, а решение уже потом принимаем с членами Правления.
Планов громадьё! И мы уверенно шагаем к их осуществлению, потому что понимаем чего мы хотим и как этого можно добиться.
Как организуете взаимодействие с жильцами, чтобы решать возникающие проблемы?
Создан общедомовой чат Правления ТСЖ, и старшие по подъездам по личной инициативе организовали ещё и каждый свою группу в мессенджерах, где, например, принимают показания счётчиков, обсуждают какие-то мелкие насущные проблемы своих жильцов.
Заметили ли собственники изменения, которые начали происходить в доме? Какие?
Добились от регионального ФКР капремонта крыши, по окончании отопительного сезона займёмся заменой труб ГВС и ХВС в подвале. Готовится ремонт подъезда, в одном из них ранее уже сделали пол. Жильцы отмечают сплоченность, активность, которые появились только после создания ТСЖ.
Как вы выбираете подрядчиков, как контролируете их работу и как решаете возникающие проблемы?
Подрядчиков стараемся выбирать по рекомендации других ТСЖ или УК, только проверенных. Проблем пока не возникало, часто идут навстречу, относятся с пониманием, что мы пока ещё молодые и малоопытные в сфере ЖКХ.
Как теперь происходит взаимодействие с городскими властями и другими контролирующими органами?
Надеюсь, что нам удалось наладить деловые отношения. Администрацией был создан чат Председателей ТСЖ, в котором теперь делимся проблемами, получаем консультации юриста, обмениваемся информацией и контактами подрядчиков.
Если бы пришлось повторить этот опыт, то что бы Вы сделали иначе?
Не ждали бы понимания от УК, не верили бы их обещаниям, а сразу незамедлительно решали возникающие проблемы в судебном порядке.
Какие практические советы, лайфхаки можете дать тем, кто только планирует создать ТСЖ?
У нас специально для собрания по созданию ТСЖ был изготовлен небольшой баннер «отличие УК и ТСЖ», а также распечатаны фото других МКД или их придомовой территории, чтобы наглядно показать, чего можно и нужно достичь, если только не оставаться равнодушными. И как можно дольше держать в секрете подготовку к ОСС по смене способа управления МКД.
Как бы Вы посоветовали другим определять готовность дома к созданию ТСЖ?
Если хотя бы 1/3 часть жильцов высказывает своё желание изменить пространство вокруг, сами не боятся перемен и охотно делятся хорошими новостями с другими, у них есть не только желание, но и время самим заниматься, например, благоустройством, то, пожалуй, можно будет говорить о готовности МКД к созданию ТСЖ.
Займитесь поиском лидера, который может возглавить Товарищество. Не столь важно, какой у него опыт в сфере ЖКХ (далеко не все вокруг академики!), главное, чтобы было понимание для чего это вам всем нужно.