Научно-консультативный совет при Арбитражном суде Уральского округа дал такие рекомендации по вопросу о назначении административного наказания по правилам части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в случае возбуждения дела об административном правонарушении по результатам мероприятия, которое не является контрольным (надзорным) по смыслу Закона № 248-ФЗ.
Исчерпывающий перечень видов контрольных (надзорных) мероприятий установлен частями 2, 3 статьи 56 Закона № 248-ФЗ. Между тем при применении законодательства об административных правонарушениях под осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля следует понимать любые мероприятия по выявлению административных правонарушений, осуществляемые уполномоченными органами в пределах предоставленных им контрольных (надзорных) функций. Иное может быть предусмотрено отдельными нормами КоАП РФ, сфера применения которых прямо ограничена случаями осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в порядке норм специального законодательством об организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности (например, части 3.1, 3.2 статьи 28.1 КоАП РФ).
Частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи), совершившему их лицу назначается наказание как за совершение одного правонарушения.
Поскольку данная норма не содержит прямого указания на распространение ее положений только на случаи выявления административных правонарушений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, поименованных в Законе № 248-ФЗ в качестве таковых, допускается назначение наказания как за совершение одного правонарушения, в том числе в случае выявления нескольких правонарушений в рамках контрольно-надзорной деятельности, порядок осуществления которой не регулируется указанным законом.
Также Научно-консультативный совет разъяснил особенности применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ при выявлении нарушений законодательства по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в отношении нескольких объектов контроля (надзора).
В случае если нарушения законодательства в отношении нескольких объектов проверки выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, одним и тем же административным органом и в отношении одного и того же лица, административное наказание подлежит назначению в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, как за совершение одного административного правонарушения.
Возможность применения данной нормы при соблюдении перечисленных в ней условий не поставлена в зависимость от количества принадлежащих лицу объектов, в отношении которых административным органом осуществляются проверочные мероприятия.
Если же в отношении каждого объекта проверки проведены самостоятельные контрольные (надзорные) мероприятия, по результатам которых вынесены отдельные акты проверки, то назначение административного наказания в порядке, предусмотренном указанной нормой, как за одно административное правонарушение невозможно.
При этом необходимо учитывать, что принятие административным органом решения о проведении проверки в отношении нескольких объектов, в том числе в различные периоды времени, само по себе не может свидетельствовать о самостоятельном характере контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого из них.