Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Как взыскать неосновательное обогащение при переселении граждан из аварийного жилья 

Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики разъяснила порядок взыскания из средств соответствующего бюджета неосновательного обогащения, возникшего в связи с неисполнением обязательств, принятых в рамках программы по финансовой поддержке переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В предмет доказывания по такой категории дел входят следующие обстоятельства:

  • факт получения ответчиком денежных средств на реализацию финансовой поддержки переселения граждан из аварийного жилья;
  • факт неисполнения обязательств, принятых в рамках финансовой поддержки переселения граждан из аварийного жилья;
  • факт получения ответчиком имущественной выгоды.

Бремя доказывания лежит на истце.

Специальное регулирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено положениями Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон №185- ФЗ).

В соответствии с пунктами 9.10, 11 части 1 статьи 14 Закона №185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии:
- наличия обязательства субъекта РФ обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, до 1 сентября 2025 года – в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с 1 января 2019 года до 1 июля 2025 года;
- наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, – в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1 статьи 16 Закона №185-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Закона №185-ФЗ финансовая поддержка, предоставленная за счет средств Фонда, подлежит возврату в Фонд субъектом РФ в случае неустранения субъектом РФ или муниципальным образованием нарушения требований, установленных частью 11 статьи 16 настоящего Федерального закона, предусматривающей реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Возврат средств Фонда осуществляется в размере нецелевого использования средств Фонда (часть 3 статьи 23.1 Закона №185-ФЗ).

Типичными спорами такой категории являются требования о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости жилого помещения, построенного по Программе, не переданногогражданину по причине смерти либо невозможности установления места нахождения гражданина, право собственности на которое в итоге зарегистрировано на муниципальным образованием.

Соответственно, по делам этой категории судам необходимо устанавливать:

  • факт участия и получения ответчиком денежных средств в рамках Программы;
  • факт исполнения (неисполнения) ответчиком обязательств, принятых в рамках Программы, а именно предоставление жилых помещений гражданам по договору социального найма либо выплата возмещения за изымаемые жилые помещения;
  • факт получения ответчиком имущественной выгоды в виде жилого помещения, построенного в рамках Программы и не предоставленного гражданину.

Этот подход нашел свое отражение в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа №Ф07 – 5391/2021 от 03.06.2021, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу №А12 – 26709/2019, решениях Арбитражного суда Волгоградской области от 09.10.2019 по делу №А12 – 32197/2019, от 26.06.2020 по делу №А12 – 6540/2020.

В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.04.2023 N Ф07 – 3651/2023 удовлетворено требование о взыскании с департамента городского хозяйства средств иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, поскольку средства трансферта, предоставленного из областного бюджета бюджету городского округа на основании соглашения, использованы не на оплату превышения стоимости квадратного метра общей площади жилых помещений над такой стоимостью, заложенной в Программе по переселению граждан из аварийного жилья.

Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом