Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Как взыскать убытки, связанные с реализацией законов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан

Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики разъяснила порядок рассмотрения споров о взыскании убытков из средств соответствующего бюджета, связанных с реализацией законов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан.

В предмет доказывания по такой категории дел входят следующие обстоятельства:

  • факт ненадлежащего исполнения РФ субъектом РФ, муниципальным образованием своих обязанностей;
  • наличие и размер причиненного вреда (убытков);
  • причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом (убытками).

Для наступления ответственности необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения лицом возложенных на него обязанностей, наличие причинно- следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также наличие собственно убытков.

Бремя доказывания: истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник вред (убытки), а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Специальное регулирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Закон №181-ФЗ).

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Закона №181-ФЗ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Аналогичные нормы закреплены в статье 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5‑ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон №5‑ФЗ), относительно следующей категории граждан – инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2020 по делу №А12- 11002/2020 (в вышестоящих инстанциях не обжаловалось) удовлетворены исковые требования Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о взыскании с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области убытков в виде стоимости предоставленного жилого помещения.

Судебным актом установлено, что жилое помещение предоставлено инвалиду, принятому на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.

При рассмотрении спора судом применены нормы статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Решение вопросов социальной поддержки инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (подпункт 24 часть 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).
Таким образом, обеспечение жильём инвалидов и их семей, вставших на учёт после 01.01.2005, подлежит финансированию за счёт субъектов РФ.

В свою очередь, орган местного самоуправления, во исполнение решения суда общей юрисдикции, предоставил инвалиду во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

Исполнение органом местного самоуправления обязанностей, связанных с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, свидетельствует об уменьшении муниципального жилищного фонда и возникновение у него убытков.

Факт передачи жилых помещений подтверждается договором социального найма и актом приема-передачи, размер убытков подтверждается проведением оценки жилых помещений.
Такой подход нашел свое подтверждение в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.04.2021 №302- ЭС20 – 20930, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2021 №Ф06 – 4902/2021, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.02.2023 № Ф01 – 5774/2022.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2020 по делу №А12- 11138/2020 (в вышестоящих инстанциях не обжаловалось) удовлетворены исковые требования Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о взыскании с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области убытков в виде стоимости предоставленного жилого помещения.

Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. При недостаточности выделенных на эти цели средств взыскание должно осуществляться с РФ.

Судебным актом установлено, что жилое помещение предоставлено инвалиду, принятому на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.

При рассмотрении спора судом применены положения статьи 28.2 Закона №181- ФЗ, согласно которой РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению таких мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, утверждены постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 №614 (далее – Правила №614).

В соответствии с пунктом 3 Правил №614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта РФ по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан,таких в абзаце втором настоящего пункта).

В силу правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.05.2017 №309- ЭС16 – 20165, в отношении инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, необходимо выяснять обстоятельства исполнения разграниченных между государством и субъектом полномочий в сфере социальной защиты.

Судебным актом установлено, в период с 2018 по 2020 годы Минфин России регулярно перечислял Волгоградской области субвенции на реализацию полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Доказательств того, что полученных денежных средств было недостаточно, как и доказательств обращения ответчика к Минфину России с претензиями о недостаточности субвенций из федерального бюджета на эти цели, о выделении дополнительных денежных средств, не представлено.

В связи с этим, суд пришел к выводу о неисполнении именно Волгоградской областью обязанности по направлению полученных из федерального бюджета субвенций в бюджет муниципального образования в целях исполнения государственных полномочий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями.

Соответственно, по делам этой категории, помимо общих критериев доказывания по делам о взыскании убытков, необходимо устанавливать факт перечисления из федерального бюджета субвенций в пределах лимитов бюджетных обязательств, а также надлежащее исполнение субъектом РФ государственных полномочий в сфере социальной защиты.

Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом