Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Собственник не согласился с платой за электроэнергию по счетчику, не прошедшему поверку

В 2018 г. житель Тверской области (Ч.) стал собственником жилого дома, в котором имеется счетчик электроэнергии с истекшим еще в 2016 г. сроком поверки. Собственно, Ч. этот факт не заботил. Он считал: счетчик не устанавливал, поэтому обеспечивать его эксплуатацию и поверку не обязан. Да и платить хотел по нормативу, потому что ему «так выгоднее», и законом эта возможность предусмотрена (согласно доводам Ч. в рамках дела № 2 – 1336/2022 о взыскании задолженности по оплате электроэнергии). Однако АО «АтомЭнергоСбыт» эти взгляды не разделяло, что привело к очередному судебному разбирательству.

Обращаясь в суд, Ч. указывал: за декабрь 2019 г., март и апрель 2022 г. АО «АтомЭнергоСбыт» неправомерно начислило плату за электроэнергию по показаниям счетчика, не прошедшего поверку. А раз порядок расчета платы за коммунальную услугу нарушен, то ответчик должен уплатить Ч. штраф в порядке ч. 6 ст. 157 ЖК РФ. Более того, на досудебные обращения Ч. о выплате штрафа гарантирующий поставщик не отреагировал. За это просил взыскать с ответчика «потребительский» штраф — 7 237 рублей.

Суды трех инстанций в иске отказали (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 11998/2024).
Срок поверки счетчика истек, но вот средний срок его службы составляет 32 года. И «применение при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению показаний индивидуального прибора учета с истекшим межповерочным интервалом в течение срока эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, до проведения поверки средства измерения не противоречит законодательству».
А уж если в результате очередной поверки подтвердится несоответствие счетчика метрологическим требованиям, то объем электроэнергии должен быть пересчитан в соответствии с пп. «г» п. 59 тех же Правил.

Кроме того, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод их в эксплуатацию и надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену обеспечивает собственник такого помещения. Также он обязан сообщить исполнителю о выходе счетчика из строя и в установленный срок обеспечить устранение его неисправности (п. 81, 81(13) Правил № 354). Всё это за исключением предусмотренных п. 80(1) случаев. Однако поверка счетчика до сих пор не проведена, некорректность его работы не подтверждена.

Суды признали недобросовестными действия Ч. «связанные с отказом в проведении поверки прибора учета, информированием сетевой организации об истечении межповерочного интервала, отказом в передаче показаний прибора учета, нежеланием оплачивать коммунальную услугу за фактически потребленную электроэнергию, отказом в допуске сетевой организации для введения в эксплуатацию нового прибора учета».

Отказывая во взыскании штрафа за нарушение порядка расчета платы, указали: плату за март-апрель 2022 г. Ч. не производил, а плательщиком по квитанции за декабрь 2019 г. является другое лицо. Требование о взыскании «потребительского» штрафа — производное от того, в котором истцу отказано, поэтому оно тоже осталось без удовлетворения.

Как рассчитывается плата за электроэнергию, если прибор учета сломался или вышел срок его поверки
Больше материалов про поверку ИПУ

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом