Обобщили в этом материале последние позиции Конституционного Суда РФ из его определений по жалобам заявителей, где ставился вопрос об плате за негативное воздействие и сброс загрязняющих веществ.
По всем жалобам суд отказал в принятии к рассмотрению.
Плата за сброс загрязняющих веществ (определение № 1637‑О от 28.06.2022)
Заявитель оспаривал конституционность части 1 статьи 30.2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Также заявитель оспаривал связанные с этим пункты Правил холодного водоснабжения и водоотведения № 644.
Чуть ранее суды взыскали с заявителя плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и неустойку. Они исходили из того, что заявитель является абонентом, деятельность которого подпадает под действие пункта 203 Правил № 644 (в том числе в части деятельности гостиниц, предприятий общественного питания); содержание загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от определенных категорий абонентов, сверх установленных нормативов предполагается, как и негативное воздействие на работу системы водоотведения, поскольку с учетом их основной хозяйственной деятельности основной объем стоков таких абонентов образуется именно от этой деятельности.
По мнению заявителя, нормы устанавливают презумпцию превышения загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для отдельных видов хозяйственной деятельности (включая деятельность заявителя), изменяют компенсационный характер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на фискальный, фактически превращая его в налог, но только для отдельных категорий части абонентов.
Позиция Конституционного Суда РФ:
Установление упрощенного порядка начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод позволяет, не нарушая справедливого баланса частных и публичных интересов, обеспечить эффективность комплекса мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет сокращения организационных и финансовых издержек организаций, осуществляющих водоотведение.
Если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод № 728 произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах 2 и 2 пункта 203 Правил № 644, а также в случае принятия этой организацией для контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы определяется в соответствии с пунктом 197 Правил.
Обязанность абонента оплачивать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (определение от 26.10.2021 № 2341‑О)
Гражданин оспаривал конституционность части 10 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием таких веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
Кроме того, заявитель оспаривал связанные с этой нормой положения Правил холодного водоснабжения и водоотведения № 644.
Причина – с заявителя, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего сброс сточных вод в объеме менее 30 куб. метров в сутки, по иску организации водопроводно-канализационного хозяйства взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
По мнению заявителя, оспариваемые положения позволяют взыскивать плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с абонентов, имеющих объем сточных вод менее 30 куб. метров в сутки, без учета содержания в сточных водах загрязняющих веществ.
Позиция Конституционного Суда РФ:
- одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
- учитывая, что загрязняющие вещества, содержащиеся в сточных водах, принимаемых от абонентов в централизованную систему водоотведения, негативно воздействуют на ее работу, закон предусматривает обязанность для таких лиц компенсировать расходы организациям, осуществляющим водоотведение, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ;
- вопреки доводам заявителя, Правила холодного водоснабжения и водоотведения не содержат дискриминационных условий в вопросе взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении тех абонентов, у которых объем сточных вод в сутки составляет менее 30 куб. метров;
- так, согласно пункту 123.4 (абзац двенадцатый) Правил холодного водоснабжения и водоотведения в случае отбора проб сточных вод у таких абонентов, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для контроля декларации в отношении сточных вод, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил, т.е. с учетом сведений о составе и свойствах сточных вод.
Таким образом, оспариваемое регулирование само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, в деле которого отсутствовали доказательства, свидетельствующие об обеспечении им мест отбора проб сточных вод, а также подачи декларации в отношении сточных вод.
Срок действия декларации (определение от 28.09.2023 № 2449‑О)
Заявительница, в отношении которой удовлетворены исковые требования о взыскании платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ, оспаривала конституционность ряда норм из Правил холодного водоснабжения и водоотведения № 644.
Она считала, что отдельные пункты не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они ограничивают срок действия декларации одним годом, а также препятствуют применению формул, предусмотренных пунктами 120, 123 и 203 в отношении абонентов, не подавших декларацию по истечении трех месяцев с даты отбора проб сточных вод с их объектов.
Позиция Конституционного Суда РФ
Необходимость составления декларации и ее подачи в организацию, осуществляющую водоотведение, строго с соблюдением установленных порядка и сроков, способствует предсказуемости и определенности отношений абонента и организации, осуществляющей водоснабжение (водоотведение).
«Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение), и их абонентов, само по себе не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявительницы, в деле с участием которой суды отвергли доводы о неограниченном сроке действия декларации, отметив, что право на подачу последней заявительницей реализовано не было, а также отклонили доводы относительно трехмесячного срока действия проб, поскольку с даты отбора проб в 2019 году данный срок истек, а отбор проб в 2020 году был осуществлен с нарушениями».