Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Попытка оспорить в Верховном Суде РФ прошлогодние «газовые поправки»

Собственники обратились с коллективным административным иском в Верховный Суд РФ, где просили признать недействительным ряд изменений 2023 года, связанных с обслуживанием газового оборудования.

Позиция истцов:

  • Типовая форма договора о техническом обслуживании оборудования не содержит обязанности специализированной организации производить установку, замену и ремонт оборудования, что приводит к нарушению прав истцов на безопасное использование газа.
  • Отдельные пункты Правил пользования газом:
    — устанавливают незаконную обязанность представлять СНИЛС для целей, не предусмотренных законом, лицу, не осуществляющему предоставление государственных и муниципальных услуг;
    — наделяют специализированную организацию правом обратиться в суд с иском о понуждении потребителя к заключению договора, что противоречит принципам гражданского права;
    — сужают сферу деятельности специализированной организации и тем самым освобождают её от оказания услуг, предусмотренных законом.
  • Отдельные пункты Методических указаний:
    — предусматривают применение количества единиц внутриквартирного газового оборудования в качестве повышающего коэффициента в расчёте платы за техническое обслуживание, что носит дискриминационный характер, так как увеличение размера платы за обслуживание ВКГО одного абонента в зависимости от количества квартир в доме ставит одних потребителей в неравное положение по сравнению с другими;
    — возлагают бремя содержания газопровода, принадлежащего газораспределительной организации, на заказчика (абонента); при применении в расчёте тарифа для газопровода, входящего в состав ВКГО одного абонента, единицы измерения – 1 км, но в квартирах не может находиться газопровод такой протяжённости.

Верховный Суд РФ решением от 13 февраля 2024 г. № АКПИ23 – 1036 отказал в удовлетворении иска с такой мотивировкой.

  • Отсутствие в Типовой форме договора указания на обязанность специализированной организации производить установку, замену и ремонт оборудования не свидетельствует о её незаконности, поскольку в соответствии с частью 10 статьи 157.3 ЖК РФ такие услуги осуществляются в соответствии с отдельными договорами.
  • Указание в заявке СНИЛС не противоречит законам об индивидуальном (персонифицированном) учёте и о персональных данных.
  • Определяя условия предоставления газоснабжающей организацией коммунальной услуги газоснабжения собственникам и нанимателям, законодатель в части 1 статьи 157. (https://t.me/gkhnewsru/1737)3 ЖК РФ установил, что такая услуга может быть предоставлена только при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта газового оборудования, которое осуществляется на основании соответствующего договора, тем самым возложив на собственников и нанимателей обязанность по заключению таких договоров.
    Такое требование направлено на обеспечение надлежащего технического обслуживания и своевременного ремонта оборудования, повышение безопасности его эксплуатации и на соблюдение прав других лиц, в том числе в области их безопасности.
  • Правовое регулирование не сужает деятельность специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, поскольку подпунктом «ж» пункта 43 Правил пользования газом на исполнителя возложены обязанности выполнять отдельные работы по отдельному договору с заказчиком.
  • Формула расчёта размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования учитывает количество единиц обслуживаемого внутриквартирного газового оборудования в МКД. Это не противоречит закону, поскольку формула определяет размер платы за техническое обслуживание ВКГО в целом в многоквартирном доме, что безусловно зависит от количества единиц такого оборудования.
  • Как единица измерения оказания услуги для газопровода, входящего в состав ВКГО, приведённая величина – на 1 км – не создаёт дискриминационных условий, так как плата взимается в зависимости от фактической протяжённости газопровода, входящего в состав ВКГО, и определяется кратно этой единице измерения.

Позже появилось Письмо Минстроя России от 29.01.2024 № 2063-ОГ/00, которое содержит такие разъяснения. 

В силу пункта 18 Правил № 410 для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании ВКГО в многоквартирном доме, заявитель направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме, которая должна содержать в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета. 

Предусмотренная Правилами № 410 необходимость предоставления рассматриваемых сведений позволяет идентифицировать заявителя, а также установить исполнение им обязанности по заключению соответствующего договора. 
Менять требования про СНИЛС не планируется. 

➜ Подписаться на Telegram-канал автора («ЖКХ»)

Ad 4
Реклама. ООО «Служба правовых извещений» ИНН 0278195730 Erid 2Vtzqvs2poa
Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом