Истцы настаивали: качели фактически установлены под окнами их квартиры. На этих качелях катаются и проводят время дети самого разного возраста. Они шумят, громко слушают музыку в вечернее время. Это «не позволяет истцам организовать время отдыха и негативно сказывается на состоянии их здоровья». Качели нужно демонтировать и перенести, так как они установлены с нарушением строительных норм и правил благоустройства.
Департамент внутренней политики г. Севастополя сообщил: перенести качели без соответствующего решения общего собрания собственников не получится. Обращение к инициативной группе жильцов МКД результатов не дало. Истцы вынуждены обратиться в суд, потому что решить проблему иным способом не удалось.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично и обязал УК демонтировать детские качели, расположенные напротив балконных окон истцов. Выполнить работы надлежит в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу. Также суд взыскал с УК в пользу истцов судебные расходы — 10 300 рублей.
При рассмотрении дела суд установил:
- На придомовой территории МКД, где проживают истцы, за счет бюджетных средств в 2017 г. была установлена детская площадка. Однако качели в состав этой площадки не входят.
- Согласно заключению судебной экспертизы, детские качели размещены с нарушением СП 82.13330.2016 и СП 42.13330.2016 (в части размещения площадок, для которых предусмотрено расстояние не менее 12 м от окон жилых и общественных зданий).
Однако спорная конструкция установлена на неровной поверхности и на расстоянии всего 7,8 м от окон МКД. - При качании качели скрипят, вибрируют и шатаются в разные стороны. Деревянные сиденья имеют следы расслоения и разрушений, на металлических элементах есть ржавчина и отслоения лакокрасочного покрытия. Сварные швы шершавые и неровные.
То есть, состояние самих качелей также не соответствует нормативным требованиям, в частности, ГОСТ 52169 – 2012, TP ЕАЭС 042/2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок».
Удовлетворяя иск в отношении УК, суд исходил из ее обязанности по надлежащему содержанию имущества МКД, куда входят и элементы благоустройства. Исковые требования были заявлены также к местной администрации Гагаринского муниципального округа и Департаменту городского хозяйства г. Севастополя, однако в их удовлетворении суд отказал: «указанные ответчики обязанностей по управлению общим имуществом жилого дома, в том числе элементами благоустройства, не несут».
Отказал суд и в удовлетворении требования о переносе качелей, так как с учетом выявленных недостатков необходимо сначала установить возможность их дальнейшей эксплуатации.
Апелляционный суд оставил вынесенное решение без изменений и повторно отметил: права истцов нарушены, поскольку качели установлены слишком близко к МКД, и это создает дополнительный шум.
- Вопреки доводам УК, согласование демонтажа качелей с жильцами соседнего МКД не требуется. «Нарушение градостроительных норм и правил, нарушение требований безопасности при размещении (установке) детских качелей не может ставиться в зависимость от согласия на это граждан, проживающих в жилых домах по соседству».
- Тот факт, что качели не входят в состав детской площадки и были установлены предыдущей управляющей компанией, не опровергают выводы судов о необходимости защиты нарушенных прав истцов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции согласился с нижестоящими судами и оставил жалобу УК без удовлетворения (определение № 88 – 2870/2023).
➜ Можно ли демонтировать детскую площадку, расположенную слишком близко к МКД
➜ Собственникам не удалось запретить парковку машины под своими окнами