Житель Свердловской области (истец) посчитал, что администрация Полевского городского округа (Администрация) плохо содержит придомовую территорию МКД.
Обращаясь в суд, истец просил обязать Администрацию провести ремонт на земельном участке около МКД: бордюров, колодцев подземных коммуникаций, подпорной стенки, дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
В обоснование своих требований указывал: земельный участок под МКД не сформирован и находится в муниципальной собственности; дом построен в 1994 г., но с тех пор никакого ремонта на придомовой территории не было; «все элементы благоустройства и проезжая часть около дома находятся в аварийном состоянии».
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении исковых требований (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 3922/2023). Они пришли к выводу, что содержание придомовой территории — это обязанность ТСЖ, а не Администрации.
В декабре 2013 г. собственники провели общее собрание, на котором приняли решение о создании ТСЖ и оформлении земельного участка под МКД в общую долевую собственность. С 2014 г. товарищество осуществляет управление домом. К слову, истец является председателем этого ТСЖ.
Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет. Границы этого участка не установлены, в ЕГРН «сведения о зарегистрированных правах» отсутствуют. Истец просит о ремонте элементов благоустройства, расположенных на территории, которая в техпаспорте МКД указана как «уборочная площадь».
Суды приняли эти обстоятельства во внимание и указали на следующее:
- В состав общедомового имущества входит земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома и расположенными на указанном земельном участке объектами (ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
- С момента формирования и постановки на кадастровый учет земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ).
Таким образом, земельный участок под МКД сформирован и входит в состав общедомового имущества. Следовательно, обязанность по содержанию придомовой территории не может быть возложена на Администрацию. Управление домом осуществляет ТСЖ, которое в силу норм жилищного законодательства обязано ремонтировать элементы благоустройства МКД.
«Отсутствие установленных на местности границ земельного участка под МКД не свидетельствует о том, что спорная территория фактически не относится к придомовой территории дома, не предназначена для обслуживания многоквартирного жилого дома».
Ссылаясь на п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/2, апелляционный суд также отметил: ТСЖ «обязано производить работы по текущему ремонту элементов благоустройства многоквартирного дома, даже если придомовой земельный участок не сформирован, так как наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей к нему территории не влияет на обязанность данной организации поддерживать чистоту и порядок на придомовой территории дома, обеспечивать ее надлежащее состояние».
➜ Собственники платят за содержание придомовой территории, даже если участок не сформирован
➜ Больше материалов про содержание придомовой территории