В подмосковном Долгопрудном жильцы одного из домов пожаловались в Госжилинспекцию на управляющую компанию. Та допустила размещение «рекламы» на фасаде дома без разрешения общего собрания собственников и городской администрации. «Реклама» представляла из себя две вывески магазина алкогольной продукции «АЛКО ШОК». Конструкции были оснащены подсветкой, которая подключалась к дому.
Инспекция провела выездную проверку и выдала обществу предписание демонтировать «рекламу». Ведомство ссылалось на п. 3.5.8 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя России 27.09.2003 г., согласно которому нельзя крепить вывески к стенам зданий без соответствующего разрешения.
УК не согласилась с предписанием и обжаловала его в арбитражный суд. По мнению заявителя, спорная конструкция не имеет ничего общего с рекламной, а считается вывеской магазина, которая не требует дополнительных разрешений.
Арбитражный суд Московской области согласился с позицией УК и признал незаконным предписание Госжилинспекции. Вот к каким выводам пришел суд:
- Принимать решения об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе фасада, может только общее собрание собственников.
- Согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуется только на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде дома (пп. 3 п. 2 ст. 44 ЖК РФ). На размещение вывесок согласие собственников получать не нужно.
- Цель рекламы — привлечь внимание к объекту рекламирования, сформировать и поддерживать к нему интерес. Вывеска нужна, чтобы проинформировать посетителей и прохожих о местонахождении коммерческого помещения, обозначить место входа.
- Информацию, которая в силу закона, обязательна к размещению или размещается в силу обычая делового оборота, не следует рассматривать в качестве рекламы (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).
- В этом деле вывеска «АЛКО ШОК» располагалась непосредственно над входом и окнами магазина алкоголя, который арендовал помещение в доме. Учитывая расположение конструкции и имеющейся на ней информации, суд посчитал, что она не может считаться рекламой.
Две вышестоящие инстанции поддержали эти выводы. Предписание ГЖИ Московской области было отменено (дело № А41 – 96115/21). К слову, магазин в доме давно закрылся, в связи с чем вывеску всё-же сняли. Теперь там висят другие вывески.
Еще статьи о вывесках:
➜ Предписание ГЖИ о демонтаже вывесок оказалось недостаточно информативным
➜ Какие вывески требуют согласия собственников на размещение
➜ ТСЖ не удалось взыскать плату за размещение рекламы на общедомовом имуществе