Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Как погодозависимая автоматика приводит к доначислениям за отопление

Ситуация:
В многоквартирном доме под управлением ТСЖ установлены автоматизированные узлы управления отоплением для экономии тепловой энергии и поддержания нормативной температуры воздуха в помещениях (погодозависимая автоматика).
В апреле 2021 г. наружная температура воздуха днем составляла +11°С- +23°С, поэтому регулировочные клапаны на системе отопления существенно ограничивали подачу теплоносителя, вплоть до полного закрытия. Согласно показаниям тепловычислителя общедомового узла учета за период 14.04.2021 – 25.04.2021, 27.04.2021 – 28.04.2021 разница температуры (Δt) между температурой теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах системы отопления составила менее 3°С. Диапазон измерения разности температур теплосчетчиком тепловычислителя СПТ 943.1 – от 3°С до 150°С.

Фрагмент Приложения к свидетельству Росстандарта об утверждении типа средств измерений № 58093/2 «Описание типа средства измерений» (тепловычислитель СПТ 943):

Отчет о потреблении теплоносителя за апрель 2021 г. и показатель Δt:

Теплоснабжающая организация уведомила ТСЖ о том, что поскольку все измерения ОДПУ за указанный период времени находятся вне допустимого диапазона измерения разницы температур (разница температур менее 3°С), узел учета считается вышедшим из строя. Поэтому объем потребления тепловой энергии за этот период определен ТСО расчетным способом, исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за весь отопительный период.
Правомерно ли это, если ОДПУ исправен, пломбы не нарушены, межповерочный интервал не истек?

Приоритетные нормы и дополнительные нормы

Услуги теплоснабжения в данном случае оказываются населению МКД, поэтому к правоотношениям ТСО и ТСЖ в приоритетном порядке применяются положения Жилищного кодекса (пп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ) и изданных в соответствии с ЖК РФ:

  • Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354),
  • Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124).

Иные законы и нормативные правовые акты применяются к отношениям в сфере теплоснабжения потребителей в МКД постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ).

Таким образом, нормы Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034), Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014 № 99/пр (далее – Методика № 99/пр), применяются дополнительно к нормам ЖК РФ и специальных актов (Правил № 354, Правил № 124), в части, не урегулированной последними. 

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу п. 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ. Вышеприведённые законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на ТСЖ как исполнителя коммунальных услуг в отношениях с РСО обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от РСО, минуя посредничество ТСЖ. Указанное толкование соответствует правовой позиции, изложенной в определениях ВС РФ от 15.08.2017 № 305-ЭС17 – 8232, от 22.05.2018 № 309-ЭС18 – 545, от 11.07.2018 № 305-ЭС18 – 3486, от 25.04.2018 № 305-ЭС17 – 22548.

Работа теплосчетчика в нештатных ситуациях = выход из строя

Согласно п. 18.3 Правил № 124, п. 81.12 Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:
а) неотображение прибором учета результатов измерений;
б) нарушение контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механическое повреждение прибора учета;
г) превышение допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечение сроков поверки прибора учета;
е) наличие признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Согласно п. 115 Методики № 99/пр, для измерения тепловой энергии в водяных системах теплоснабжения должны приниматься теплосчетчики не ниже класса 2, на источниках тепловой энергии рекомендуется применение теплосчетчиков класса 1. При этом минимальное значение разности температур (Δtmin), при которой теплосчетчик функционирует без превышения максимально допустимой погрешности, не более 3°С.

В пп. «ж» п. 75 Правил № 1034 также установлено, что узел учета считается вышедшим из строя в случае работы с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

На основании ч. 3 ст. 19 Закона № 190-ФЗ, п. 31 Правил № 1034, пп. «б»» п. 7 Методики № 99/пр осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях:
- отсутствия в точках учета приборов учета;
- неисправности приборов учета;
- нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета.

Согласно п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, под неисправностью средств измерений узла учета понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).

Согласно п. 122 Правил № 1034 при определении количества тепловой энергии, теплоносителя учитывается количество тепловой энергии, поставленной (полученной) при возникновении нештатных ситуаций.

К нештатным ситуациям относятся (п. 122 Правил № 1034, п. 56 Методики № 99/пр):
а) работа теплосчетчика при расходах теплоносителя ниже минимального или выше максимального предела расходомера;
б) работа теплосчетчика при разности температур теплоносителя ниже минимального значения, установленного для соответствующего тепловычислителя;
в) функциональный отказ;
г) изменение направления потока теплоносителя, если в теплосчетчике специально не заложена такая функция;
д) отсутствие электропитания теплосчетчика;
е) отсутствие теплоносителя.

Расчет объема потребления в нештатных ситуациях работы теплосчетчика

Согласно пп. «з» п. 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения должен определяться порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации, межповерочного интервала коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанных случаях (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности ОДПУ, установленных Правилами № 354.

Таким образом, при возникновении нештатных ситуаций работы узла учета, УК (ТСЖ) необходимо в первую очередь проверить, прописан ли в договоре теплоснабжения для данных случаев особый порядок действий сторон и расчета размера платы.

Нормами Правил № 354 и Правил № 124 не предусмотрен специальный порядок расчета объема потребления тепловой энергии в случаях регистрации нештатных ситуаций работы теплосчетчика.

Названными актами определен только общий порядок расчета объема тепловой энергии в случае выхода из строя ОДПУ:

  • если ОДПУ работал более 3‑х месяцев отопительного периода – в течение 3‑х месяцев после выхода из строя ОДПУ объем тепловой энергии определяется в соответствии с пп. «в» п. 21 Правил № 124, п. 59.1 Правил № 354 (учитываются, в том числе, среднемесячное потребление тепловой энергии в помещениях МКД, а также, при наличии ИПУ тепловой энергии, – объем потребления по показаниям ИПУ, объем потребления тепловой энергии на ОДН, который исчисляется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии по показаниям ОДПУ за отопительный период);
  • если ОДПУ работал менее 3‑х месяцев отопительного периода, а также по истечении 3‑х месяцев после выхода ОДПУ из строя – объем тепловой энергии рассчитывается на основании пп. «в.1» п. 21 Правил № 124 (с учетом нормативов потребления тепловой энергии и площади помещений).

Подпунктом «е» пункта 114 Правил № 1034 предусмотрено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой № 99/пр.

Специальный порядок определения количества тепловой энергии, израсходованной потребителем в нештатных ситуациях, установлен именно Методикой № 99/пр:

  • если суммарное время действия нештатных ситуаций менее 15 календарных дней – в соответствии с разделом VII Методики № 99/пр расчет ведется по формулам, приведенным в п. 60, 61, с учетом часов работы теплосчетчика в штатном режиме, суммарного времени действия нештатных ситуаций (часов), количества тепловой энергии, потребленного в отчетном периоде в часы работы теплосчетчика в штатном режиме;
  • в случае, если суммарное время действия нештатных ситуаций превышает 15 календарных дней (п. 62 Методики № 99/пр) – то в соответствии с разделом VIII Методики № 99/пр, расчет ведется по формулам, приведенным п. 69, 70 данной методики, с учетом среднесуточного количества тепловой энергии, определенного по приборам учета за время штатной работы в отчетном периоде, расчетной температуры воздуха внутри отапливаемых помещений, фактической среднесуточной температуры наружного воздуха за отчетный период, расчетной температуры наружного воздуха для проектирования отопления.

Поскольку п. 60, 61, 62, 69, 70 Методики № 99/пр носят специальный характер по отношению к пп. «в», «в.1» п. 21 Правил № 124, п. 59.1 Правил № 354, в случае действия на ОДПУ нештатных ситуаций применяться должны нормы именно Методики № 99/пр. Кроме того, эти нормы дадут более точный результат расчета, поскольку в расчете участвуют часовые значения потребления тепловой энергии согласно показаний ОДПУ в пределах одного отчетного периода (в рассматриваемом примере – апрель 2021 г.), а не среднемесячные значения потребления в пределах всего отопительного периода.

Доначисления можно оспорить

В судебной практике встречается позиция, согласно которой регистрация теплосчетчиком нештатных ситуаций (НС) сама по себе не может служить основанием для применения расчетного способа учета тепловой энергии, в отсутствие совместного двухстороннего акта проверки функционирования узла учета (п. 72, 83, 89, 92 Правил № 1034) и иных доказательств некорректного учета ресурса теплосчетчиком.

Вот судебные акты, которые стоит взять на вооружение в рассматриваемой ситуации:

Судебный актВыводы
Постановление АС Волго-Вятского округа по делу № А43 – 25692/2019Суд истребовал у производителя прибора учета (АО НПФ «Логика») информацию о том, является ли наличие в архиве данных тепловычислителя СПТ 943.2 ошибок свидетельством его неправильной работы; допустимо ли использовать в расчете объема поставленной тепловой энергии показания указанного тепловычислителя в случае обнаружения НС без какой-либо корректировки. Производитель указал, что наличие НС не свидетельствует о неисправности или неправильном функционировании тепловычислителя. Суд сделал вывод, что наличие НС в работе прибора учета не является основанием для применения расчетного способа определения объема потребленного ресурса, если названные ситуации не повлияли на правильность учета ресурса.
Постановление АС Поволжского округа по делу № А57 – 23739/2016Возникновение и регистрация НС не является свидетельством выхода из строя узла учета и не может служить для оценки его метрологических характеристик, а является поводом для определения причин, ее вызвавших. 
Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда по делам № А58 – 12066/2018, № А58 – 3201/2017, № А58 – 6710/2016Нет оснований для доначислений за тепловую энергию в связи с выявлением НС, если узел учет введен в эксплуатацию в установленном порядке и отсутствует совместный двухсторонний акт о выявленных недостатках узла учета. В отсутствие такого акта факт безучетного потребления тепловой энергии не подтвержден.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А50 – 19368/2020Фиксация НС теплосчетчиком сама по себе не свидетельствует о фактическом занижении прибором учета количества потребленной тепловой энергии.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А32 – 5272/2019Судьи сделали вывод, что Методика № 99/пр вообще не подлежит применению при расчете поставляемого ресурса УК в целях оказания услуг по теплоснабжению для населения (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2018 по делу № А10 – 5110/2017). Правила № 354 не предусматривают начисление в случае выявления нештатных ситуаций в работе ОДПУ. Факт выхода прибора учета из строя оформляется двухсторонним актом. Поскольку такие акты не составлялись, ОДПУ находился в исправном состоянии. Временный неучет тепловой энергии технически не обоснован и не подтвержден ни экспертизой, ни актами. Отсутствуют основания для произведения расчета потребления тепловой энергии за спорные периоды с учетом п. 59 Правил № 354.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации потребитель может либо настаивать на расчете объема тепловой энергии за период работы прибора в нештатных ситуациях в соответствии с п. 60, 61, 62, 69, 70 Методики № 99/пр, либо вовсе отказаться от оплаты дополнительных начислений сверх объемов потребления по показаниям ОДПУ, ссылаясь на имеющийся акт ввода узла учета в эксплуатацию, а также на отсутствие совместного двухстороннего акта проверки функционирования узла учета с перечнем выявленных недостатков. Однако в последнем случае УК (ТСЖ) нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Автор: Шоломова Е. В. – юрист, председатель правления ТСН «Зеленая, 22»

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом