Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Как собственник добивался «правильных» решений по вопросу обрезки деревьев

Разросшиеся под окнами МКД деревья заметно ухудшили освещенность квартиры, но решить проблему оказалось не так просто.

Обращение № 1 — о затенении кухни

В июне 2021 года собственник квартиры (далее — истец) обратился в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области по вопросу затенения кухни деревом, растущим слишком близко к МКД.

По результатам санитарно-эпидемиологического обследования и измерений освещенности в квартире истца выяснилось:

  • коэффициент естественного освещения в помещении кухни не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685 – 21;
  • на придомовой территории имеются деревья с разросшейся кроной, расстояние от ствола которых до внешней стены МКД не соответствует нормативным требованиям;
  • на момент обследования в угловой комнате и кухне квартиры сумрачно.

С заключением эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» истец обратился в комитет городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (далее — Комитет). Просил обследовать зеленые насаждения на придомовой территории МКД с целью принятия мер для восстановления нормативного светового режима в помещении его кухни.

Вскоре Комитет сообщил: специальная комиссия обследовала зеленые насаждения и оформила разрешительную документацию на формовочную обрезку сирени и алычи, произрастающих на придомовой территории. Оригинал акта о необходимости вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений направлен в управляющую организацию для выполнения необходимых работ.

Обращение № 2 — о затенении

В июле 2021 года собственник еще раз обратился в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, но уже по поводу затенения жилой комнаты.
Дальше уже «по накатанной»: заключение эксперта о несоответствии коэффициента естественного освещения в помещении требованиям СанПиН 1.2.3685 – 21, обращение в Комитет с заявлением об обследовании зеленых насаждений с целью восстановления нормативного светового режима в жилой комнате.

Вот только Комитет ответил, что ранее уже рассматривал аналогичное обращение истца. Разрешительная документация на формовочную обрезку сирени и алычи оформлена, направлена в УО.
Дополнительно Комитет указал: установить точное количество зеленых насаждений, затеняющих жилое помещение, не представляется возможным. В представленном пакете документов отсутствует акт санитарно-эпидемиологического обследования с описанием и количеством зеленых насаждений, затеняющих квартиру.

Рассмотрение дела в судах

Истец обратился в суд с административным иском к администрации ГО «Город Калининград», Комитету, а также начальнику управления благоустройства, озеленения и экологии (структурное подразделение Комитета). Просил:

  • признать незаконными решения начальника Управления о проведении формовочной обрезки деревьев, обязать его принять новые решения о вырубке деревьев согласно обращениям истца и в соответствии с заключениями эксперта;
  • взыскать с администрации г. Калининграда расходы на оплату госпошлины — 300 рублей и почтовые расходы — 98 рублей.

Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Установив, что комиссия обследовала зеленые насаждения и выдала акт о проведении формовочной обрезки деревьев, суд пришел к выводу: обращения административного истца рассмотрены в соответствии с действующим законодательством.

Апелляционный суд отменил решение нижестоящего суда и удовлетворил требования административного истца. 
Согласно п. 2.13, 7.2 Порядка выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории ГО «Город Калининград», акт о проведении формовочной обрезки алычи и сирени должен содержать предельный срок выполнения работ.
В данном случае этот срок не установлен. На момент рассмотрения дела в апелляционном суде деревья не обрезаны.

Также из акта следует, что предписание о проведении формовочной обрезки выдано в целях предотвращения аварийной ситуации. Однако обращения административного истца были связаны с затенением отдельных помещений квартиры деревьями, высаженными слишком близко к МКД.

По обращению № 2 (о затенении жилой комнаты) обследование зеленых насаждений не проводилось. Ответ истцу подготовлен на основании ранее проведенного обследования по обращению с жалобой на затенение кухни. При этом окна кухни и комнаты выходят на разные стороны дома — южную и восточную.
То есть, по существу обращения не рассмотрены. «Обследование зеленых насаждений по обращениям административного истца проведено формально».

В кассационной жалобе администрация ГО «Город Калининград» привела следующие доводы:

  • предельный срок выполнения работ по выданному акту — осень 2021 года;
  • апелляционный суд ссылался на Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ № 153, которые носят рекомендательный характер, не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликованы.

Третий кассационный суд общей юрисдикции оставил вынесенное решение без изменений, а жалобу — без удовлетворения (определение по делу № 88а-18590/2022). Довод о сроке выполнения работ ничем не подтвержден, а о Правилах № 153 — не свидетельствует о принятии апелляционным судом неправильного решения.

➜ Другой пример из практики — «Суд обязал УК спилить деревья, которые растут не по нормативам»

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом