Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Обязан ли регоператор устанавливать контейнеры для сбора ТКО

Первый кассационный суд общей юрисдикции решил, что у регоператора по обращению с ТКО обязанности устанавливать контейнеры нет (определение № 88 – 7762/2022).

Один из многоквартирных домов Московской области оборудован мусоропроводами и мусорокамерами. Для сбора, вывоза и утилизации отходов собственники этого МКД заключили с региональным оператором по обращению с ТКО (далее — ответчик) прямой договор.

Однако спустя некоторое время собственники пришли к выводу, что ответчик нарушает условия договора. Во всех подъездах МКД контейнеры под мусоросборными стволами находятся в ненадлежащем, разрушенном и испорченном состоянии. Это вызывает антисанитарию, нарушает правила обращения с отходами производства и потребления, создает неблагоприятные условия для проживания граждан.

По этому вопросу собственники неоднократно обращались в управляющую компанию и к ответчику, но исправные мусорные контейнеры так никто и не установил. В ответ на претензию председателя МКД ответчик отрицал свою обязанность по установке контейнеров для сбора ТКО. Полагает, что расположенные в мусорокамерах контейнеры относятся к общедомовому имуществу, в связи с чем ответственность за их содержание несет УК.

Председатель совета МКД (далее — истец) обратился в суд. В исковом заявлении просил обязать ответчика разместить и использовать для накопления ТКО в многоквартирном доме четыре контейнера емкостью 0,7 куб. м каждый.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав на следующее:

  • обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается регоператорами на основании заключенных с потребителями договоров;
  • регоператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО;
  • приобретение контейнеров для накопления ТКО и их ремонт возложены на регоператора, являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа.

Апелляционный суд отменил вынесенное решение и отказал в удовлетворении исковых требований.

По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО; органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством; лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.

«Приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержание может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки [НВВ] регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов».

Однако ответчик уже исполнил свою обязанность по закупке контейнеров. Об этом свидетельствует экспертное заключение Отдела регулирования цен (тарифов) на социально значимые товары, работы и услуги в области обращения с ТКО Комитета по ценам и тарифам Московской области.
Согласно этому заключению, фактически затраты оператора на приобретение контейнеров и бункеров за 2020 г. и истекший период 2021 г. составили 1,31% НВВ, тогда как закупка контейнеров не должна превышать 1% НВВ.

Также суд установил:

  • Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общедомового имущества, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ.
  • Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений в МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за соответствующие услуги входит в состав платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками МКД.
  • В п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда: установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

То есть, «в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО».

Кассационный суд оставил решение нижестоящего суда без изменений, а жалобу истца — без удовлетворения.

➜ Другой материал по теме — «Оборудование и содержание контейнерных площадок: информация органа жилищного надзора»

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом