Подписчица нашего telegram-канала в рамках рубрики «полезные практики ЖКХ» поделилась советами, которые могут пригодиться собственникам при создании ТСЖ (ТСН).
Создание ТСЖ позволило нам самим решать текущие и краткосрочные проблемы, оперативно реагировать на аварийные ситуации, самим определять порядок, сроки, очерёдности работ по капремонту.
Решение о создании товарищества принимается на общем собрании собственников. Хотелось бы обратить внимание на отдельные нюансы, которые лучше знать до принятия такого решения:
1. Понадобится нескольких инициативных и умеющих взаимодействовать человек, хотя бы по 1 из подъезда +1.
В нашем случае нас было двое на девятиэтажку с четырьмя подъездами, поэтому было трудно.
2. Можно предусмотреть небольшой взнос при создании товарищества, так как на первоначальном этапе понадобятся деньги: сменить замки, заказать печати, оформить документы и т.д.
3. Взносы на капремонт на том же или отдельном собрании нужно перевести на отдельный спецсчёт с общего счета регионального оператора.
4. На собрании желательно принять решение о переходе собственников на прямые договоры, чтобы товариществу распоряжаться только содержанием и текущим ремонтом общедомового имущества.
5. Хорошо, если получится набрать штат сотрудников из жильцов дома: сантехник, дворник, уборщица.
Для себя работают качественнее, жильцы тоже лучше относятся к имуществу МКД.
Лифтёр у нас – представитель специализированной организации.
Электрика (после того, как сделали ремонт электросетей дома) на постоянном договоре услуг не держим, приглашаем по необходимости 1 – 2 раза в месяц (500‑1000 р.), получается намного экономичнее.
Бухгалтера тоже в доме не нашлось, нанимали сотрудника с опытом работы в ТСЖ.
Юридические текущие дела ведём сами, но для сложных случаев ищем специалиста.
6. Так как большая часть содержания жилья уходит на зарплату и налоги, выгоднее было бы на несколько соседних ТСЖ сделать общий штат персонала, но надо уметь взаимодействовать с соседями.
7. Подумать над офисом будущего ТСЖ.
Пока у нас не было отдельного помещения, мы 3 месяца работали в своей квартире, в том числе вели прием граждан. Позже под офис приспособили бывшую колясочную, освободив ее от склада мусора и тараканов.
8. Трудно определить достаточный размер платы для нормального управления домом.
Мы изменили размер платы только через 2 года после создания товарищества, но лучше повышать ежегодно и немного, чем 1 раз в два-три года. Так как общедомовая система отопления сгнила, а кабины лифтов разваливались, то составили под эти работы отдельные сметы и по решению общего собрания собрали целевые взносы именно на эти работы. Собирали летом — не в отопительный сезон, чтобы было не накладно жильцам.
Автор: Управляющая домом,
Саратов, ул. Алексеевская, д. 3, ТСЖ «Алексеевская‑3»
➜ Другие полезные практики от читателей
➜ Как зарегистрировать ТСЖ (ТСН) и что после этого делать
Если вы тоже создавали ТСЖ, можете поделиться своими рекомендациями ниже в комментариях.