Если подрядчик Фонда капитального ремонта выполнил капремонт некачественно, ответственность за это несёт региональный оператор. Собственники могут защитить свои права, обратившись с жалобой в государственную жилищную инспекцию. Надзорный орган вправе обязать Фонд капремонта устранить недостатки. Для иллюстрации приведем дело № А55 – 4443/2020, которое рассмотрел Арбитражный суд Поволжского округа.
После некачественного капремонта инженерных сетей в МКД Государственная жилищная инспекция Самарской области провела внеплановую проверку. Инспекция установила, что подрядная организация, с которой Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» заключил договор, некачественно отремонтировала инженерные сети. Из-за этого температура в тепловом узле не соответствовала нормативным требованиям.
Надзорный орган выдал Фонду предписание, в котором потребовал устранить недостатки и обеспечить необходимый контроль за работой подрядчика.
Фонд с результатами проверки не согласился и обжаловал предписание в суде.
Суд первой инстанции заявление удовлетворил, поскольку пришёл к таким выводам:
- Ненадлежащая циркуляция теплоносителя в жилых помещениях могла быть следствием различных причин. При этом инспекция не доказала, что нарушения возникли по вине самого регионального оператора.
- Ответственность перед потребителем за соблюдение нормативов давления во внутридомовой системе, несёт исполнитель коммунальных услуг – УК.
Однако апелляционная инстанция решение отменила и отказала в удовлетворении заявленного требования.
Судебная коллегия приняла во внимание несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Вторая инстанция подчеркнула, что основанием для проверки послужили жалобы жильцов именно на качество капремонта систем отопления и теплоснабжения МКД, а не на качество коммунальных услуг. Поэтому предписание выдано законно.
Заявитель обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Поволжского округа.
Кассационная инстанция при рассмотрении дела сослалась на положения Жилищного кодекса РФ, которыми предусмотрено, что региональный оператор:
- обязан контролировать качество и сроки выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких работ требованиям проектной документации (п. 4 ч. 2 ст. 182);
- несёт ответственность перед собственниками за качество выполненных работ подрядными организациями в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приёмки оказанных и выполненных работ (п. 11 ч. 2 ст. 182);
- возмещает убытки, причинённые собственникам помещений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств в соответствии с гражданским законодательством.
Судебная коллегия признала апелляционное определение законным и оставила без изменения.
Другие материалы про некачественный капитальный ремонт:
✔ Частые нарушения при капремонте
✔ УК заставила регионального оператора устранить недостатки капремонта
✔ Фонду капремонта не удалось обязать собственника обеспечить доступ в квартиру
✔ Некачественный капремонт. Компенсация морального вреда не положена?