Когда собственникам не нравятся ответы жилищных инспекций, они жалуются в прокуратуру, а некоторые – идут в суд за компенсацией морального вреда. Что из этого выходит, можно посмотреть на примерах из практики.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 561/2021
Собственник обратился с иском к Государственной жилищной инспекции Курской области о взыскании компенсации морального вреда, который он оценил в 10 000 рублей. Такой вред, по мнению заявителя, был причинен из-за несоблюдения должностными лицами государственного органа порядка рассмотрения его обращений.
В 2016 – 2017 годах истец неоднократно обращался в ГЖИ Курской области с заявлениями о нарушениях жилищного законодательства, допущенных при содержании контейнерных площадок, расположенных около многоквартирных домов. Заявитель получал ответы, которые его не устраивали, поэтому дальше жаловался в прокуратуру.
Прокуратура подтвердила нарушения при рассмотрении обращений заявителя. Должностное лицо инспекции привлекли к административной ответственности оп ст. 5.59 КоАП РФ.
Районный суд удовлетворил иск частично. Он взыскал 2 000 рублей.
Апелляционная инстанция отменила решение и отказала в иске. Она указала:
• истец не доказал факт причинения ему вреда, характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, причинную связь между противоправным деянием (бездействием) и возникшим вредом;
• сам по себе факт нарушения должностным лицом порядка рассмотрения обращения гражданина не является единственно достаточным основанием для взыскания вреда;
• факт причинения нравственных переживаний не презюмируется, не может быть признан очевидным с учетом сферы регулирования правоотношений сторон и подлежит доказыванию.
Кассационная инстанция тоже поддержала инспекцию:
• гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (часть 1 статьи 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»);
• эта норма закона, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, не закрепляет порядок реализации этого права. Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 Гражданского кодекса РФ);
• для ответственности по основаниям статьи 151 Гражданского кодекса РФ необходимо наличие полного состава гражданско-правового нарушения, а именно наступление вреда, противоправность поведения ответчика, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда;
• учитывая отсутствие совокупности всех элементов для привлечения ответчика к ответственности в виде выплаты компенсации морального вреда, нет оснований для удовлетворения требований истца.
✔ Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 25585/2020
Собственник обратился с иском к Государственной жилищной инспекции Воронежской области. Он тоже хотел взыскать компенсацию морального вреда, оцененного в 10 000 рублей. Ранее за нарушение срока рассмотрения его жалоб должностное лицо инспекции было привлечено к административной ответственности.
Суды отказали собственнику. Они исходили из того, что истец не доказал причинение ему морального вреда несвоевременностью ответа Государственной жилищной инспекции Воронежской области на его обращение.
«Сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий».
Кассационная инстанция добавила:
«Доводы кассационной жалобы о том, что незаконное бездействие должностных лиц создавало у истца ощущение беззащитности, подрывало авторитет органов государственной власти, причиняло нравственные страдания, отклоняются, поскольку направлены на установление обстоятельств, которые не были установлены судами нижестоящих инстанций. На эти обстоятельства истец не ссылался в исковом заявлении, в суд истец не являлся, объяснений не давал».
Так как кассационный суд не вправе устанавливать обстоятельства, которые не были установлены судом первой или апелляционной инстанции, то доводы жалобы были отклонены.
✔ Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88 – 19/2021
Собственник обратился с иском к Государственной жилищной инспекции Приморского края. Он хотел взыскать компенсацию морального вреда – 20 000 рублей.
Заявитель указал, что заместитель руководителя инспекции нарушила его права на рассмотрение обращения, поскольку не дала оценку его доводам об отсутствии лампочек в подъезде дома, ненадлежащем содержании мест общего пользования, нарушении сроков вывоза мусора.
Факт нарушения подтверждался тем, что должностное лицо инспекции привлекли к административной ответственности.
«Допущенное бездействие при рассмотрении обращения причинило ему моральный вред, выразившийся в переживаниях, ощущении своей незначительности перед системой государственных органов из-за безразличия представителей ГЖИ к проблемам, изложенным в его обращении. Ему пришлось также испытать негативные эмоции и переживания из-за необходимости обращения в органы прокуратуры».
Однако обоснование нравственных страданий не помогло.
Суды и в этот раз отказали в иске:
• потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда;
• таким образом, моральный вред компенсируется лишь в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага; в иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности истцом причинения ему действиями должностного лица ГЖИ морального вреда, а также причинно-следственной связи между этими действиями и наступившими последствиями.