Колонка редактораЖКХФЛ

Положение о въезде на придомовую территорию: что учесть исходя из судебной практики

При установке ограждающих устройств, в том числе шлагбаумов, собственники на общем собрании часто утверждают положение, правила или порядок въезда и выезда, использования придомовой территории, парковки, допуска транспортных средств. Обобщили несколько примеров из практики, где недовольные подобными решениями собственники обращались за защитой своих прав в суд. 

Истцы проигрывают, если не оспаривают решения общих собраний или не могут доказать, что им действительно ограничивается доступ на придомовую территорию.

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2020 г. по делу № 8г-15285/2020(88 – 15542/2020)

Собственник оспаривал решение общего собрания собственников об установке ограждающих устройств, также просил признать незаконным Положение о порядке въезда, выезда и парковки автотранспорта; обязать ответчиков – несколько других собственников – устранить нарушения, выдать ключи доступа на территорию.

В исковом заявлении истец указал, что испытывает неудобства при проживании в доме и проведении ремонта, поскольку при попытке въехать на придомовую территорию для доставки стройматериалов истцу чинятся препятствия, так как открывающие устройства истцу не выданы.

Забегая вперед, скажем, что суды отказали в удовлетворении требований собственника.

В доме было проведено несколько собраний собственников. На них большинством голосов были приняты решения об установке шлагбаумов, Положении о порядке въезда и выезда автотранспорта.

В принятом Положении были прописаны такие правила:

- каждый житель дома или собственник нежилого помещения, имеющий легковой транспорт, несет расходы по оплате удаленной диспетчеризации проездов, обслуживания электрооборудования, по содержанию и сохранению придомовой территории, что также распространяется на жителей дома, к которым приезжают такси, доставка, гостевой автотранспорт и перевозка;
- на въезд, выезд и остановку на придомовую территорию со стороны двора и улицы в течение суток имеет право легковой транспорт, принадлежащий жителям дома (собственникам жилого помещения или доли в жилом помещении, нанимателям жилого помещения или его части по договору социального найма, по договору найма служебного жилого помещения, лицам, постоянно зарегистрированным в жилом помещении), ближайшим родственникам. Советом дома может быть разрешен въезд, выезд, остановка и стоянка (парковка) только легкового транспорта на придомовую территорию со стороны улицы с 08 часов до 19 часов;
- жители дома заезжают на придомовую адрес через телефонный номер вызывного устройства. Все телефонные номера должны быть зарегистрированы в системе контроля доступа (СКД);
- стоянка (парковка) автотранспорта, не зарегистрированного в Совете дома, разрешена в течение 45 минут;
- предусмотрена подача в Совет дома заявления установленного образца для регистрации в СКД.

Основываясь на этом документе, ответчики указывали, что поданные истцом заявления не отвечают требованиям образца, установленного Положением, на неоднократные просьбы ответчиков выполнить требования в соответствии с установленным Положением, истец отвечал отказом.

Отказывая истцу, суды указали:
- персональные данные, которые необходимо предоставить Совету дома для получения доступа машины собственника, соответствуют целям обработки этих данных;
- из журнала передачи дежурств следует, что по заявкам истца в разное время допускались машины, включая машины доставки и машину отца истца;
- истец не представил каких-либо сведений о наличии у нее в собственности транспортного средства,
- ключей доступа к шлагбаумам не существует, так как он открывается через телефонный номер вызывного устройства,
- истец пропустил срок исковой давности по требованиям об оспаривании решения общего собрания.

Апелляционное определение Мосгорсуда по делу № 33 – 32759/2020

Собственник обратился в суд с иском к управляющей организации – ООО «ТСЖ Столица», просил обязать ответчика обеспечить истцу беспрепятственный проезд в любое время суток через шлагбаум на дворовую территорию многоквартирного дома с возможностью парковки принадлежащего истцу транспортного средства в любое время суток на любом свободном месте без ограничения по времени.

Ранее собственники на общем собрании утвердили Положение о порядке допуска транспортных средств на внутреннюю территорию жилого комплекса «Аэробус» с концепцией «двор без машин». Согласно этому документу, автомобили жителей комплекса беспрепятственно допускаются на внутренние территории комплекса для посадки/высадки пассажиров и погрузки/разгрузки багажа, но не более чем на 15 минут. Концепция «двор без машин» не предусматривает оставление автомобиля на внутренней территории жилого комплекса на ночь. Парковочные места организованы для жителей домов за пределами внутридомовой территории.

Истцу не нравилось, что он не может парковать свою машину во дворе на длительный срок.

Суд первой инстанции отказал в иске, «поскольку допуск транспортных средств, в том числе автомобиля истца, ограничен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, при этом решения внеочередных общих собраний по спорному вопросу не были в установленном законом порядке оспорены, в свою очередь истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком каких-либо прав истца».

Мосгорсуд согласился, что истец выбрал неверный способ защиты нарушенных прав, поскольку решения общего собрания собственников оспорены не были. Он отклонил доводы истца о том, что ответчиком ограничиваются права пользования земельным участком, потому что «участок не сформирован, не находится в собственности жильцов дома, в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, он находится в открытом доступе».

Апелляционное определение Мосгорсуда по делу № 33 – 10988/2020

Жительница неудачно попыталась обязать ТСЖ, управлявшее домом, обеспечить беспрепятственный доступ транспортного средства во двор.

Истица указывала, что товарищество препятствует ей в подъезде к жилищу путем непредоставления ей брелока (индивидуальной магнитной карты, иного технического устройства) для свободного проезда в любое время суток через шлагбаум во двор.

Ранее собственники утвердили Положение о порядке въезда/выезда автотранспорта на придомовую территорию:
на беспрепятственный въезд на придомовую территорию в течение суток имеет право легковой транспорт, зарегистрированный в установленном порядке в Правлении ТСЖ и имеющий соответствующую метку идентификатор; порядок регистрации автотранспорта для проезда предусматривает подачу собственником помещения в Правление ТСЖ заявления с приложением к нему копий документов, подтверждающих принадлежность автомобиля (свидетельство о регистрации автотранспортного средства или доверенность); метка содержит номер (соответствует квартире собственника); регистрационный номер автомобиля; контактный телефон владельца автомобиля.

В суде выяснилось, что у истицы долгое время вообще не было автомобиля, а когда он был зарегистрирован в ГИБДД, жительница в установленном порядке в Правление ТСЖ с заявлением на выдачу метки не обращалась, документы, подтверждающие принадлежность автомобиля, не представляла.

«Права истца в доступе к жилому помещению ТСЖ не нарушало и не могло нарушить, т.к. до обращения в суд у истца отсутствовали основания для получения метки идентификатора для проезда автотранспортного средства. На момент обращения с претензией истец вообще не имела автомобиля, таким образом, на момент предъявления претензии право истца на доступ к жилому помещению ограничено не было, метка не могла быть ей выдана в силу отсутствия у нее автотранспортного средства, на которое выдается метка для проезда на придомовую территорию, а также в связи с несоблюдением истцом порядка обращения и получения метки-идентификатора для проезда на территорию дома».

Еще суды отметили неверно выбранный способ защиты права, так как само решение общего собрания по шлагбаумам не оспаривалось.

Судебная практика об обязании обеспечить собственнику беспрепятственный доступ на придомовую территорию будет в отдельной статье. В этом материале мы собрали то, что максимально затрагивает утверждаемые правила въезда на придомовую территорию. Тут для истцов всё грустно, а вот в материале про обеспечение обещаем и положительные примеры.


Похожие новости
ЖКХФЛ

Гарантийный срок на устранение строительных недостатков

Колонка редактораЖКХФЛ

УК прекращает управление домом: что делать собственникам

Колонка редактораЖКХФЛ

Плата за капремонт - с метров квартиры или с доли в общем имуществе?

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУКПишут читатели

Собственник не получил квитанцию на оплату ЖКУ. Стоит ли судиться с УК?