Можно ли рассчитывать на капитальный ремонт многоквартирного дома раньше запланированных сроков региональной программы? На этот вопрос пришлось ответить Верховному суду РФ.
Администрация Барнаула провела очередную проверку и обнаружила многоквартирный дом ненадлежащего вида: окрасочный слой фасада осыпался, а штукатурка обвалилась. Местный орган власти обратился в арбитражный суд. Сначала требования были предъявлены к управляющей организации, потом – к некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края “Фонд капитального ремонта многоквартирных домов”» (дело № А03 – 16789/2019).
Позиции сторон
Администрация потребовала обязать фонд провести капитальный ремонт дома: перестелить крышу, устранить неисправности водостока, провести выборочную штукатурку, покраску карниза и фасада с сохранением цветового решения.
Ответчик не согласился с заявленными требованиями. Взносы на капремонт собирались на спецсчете, владельцем которого был региональный оператор (Фонд). Фонд отметил, что он лишь заказчик капитального ремонта и не является строительной организацией. Очередность проведения ремонта определяется сроком, указанным в Краевой программе, и он еще не наступил. Собственники не принимали решения о проведении капремонта в более ранние сроки.
Позиция судов
Все инстанции, в том числе Верховный суд РФ, отказали в иске (Определение от 13 апреля 2021 г. № 304-ЭС21 – 3771):
- сроки проведения капитального ремонта установлены региональной программой капитального ремонта – капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения дома запланирован на 2026 – 2028 годы, ремонт фасада – на 2032 –2034 годы;
- программа ремонта подготавливается на основании предложений органов местной власти, в том числе по срокам проведения;
- собственники помещений вправе принять решение о проведении капремонта в ранние сроки, если на дату принятия такого решения достаточно средств на специальном счете (ст. 170 ЖК РФ).
«Поскольку администрация не предоставила доказательств, что средств на специальном счете достаточно для капитального ремонта и что собственники приняли решение о проведении в ранние сроки, чем это предусмотрено Краевой программой, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Инстанции правомерно отметили, что на органах местного самоуправления лежат обязанности по мониторингу состояния МКД, разработке предложений по срокам проведения капитального ремонта. Доказательств мониторинга состояния МКД и внесения необходимых изменений, из которых бы следовало, что капитальный ремонт фасада должен быть выполнен в 2020 году, истцом не представлено. Судебные инстанции правильно указали, что истец не лишен права требовать внесения изменений в Краевую программу, в предусмотренном законом Алтайского края порядке».
(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2020 г. № Ф04 – 5685/2020).