Контролирующий орган привлек управляющую компанию к административной ответственности из-за пропуска срока заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования, но Арбитражный суд Центрального округа признал постановление незаконным. Разбираемся почему.
Управление государственного жилищного надзора Белгородской области из-за поступивших обращений провело проверку управляющей компании многоквартирным домом ООО «УО “Квартал”». Орган контроля установил, что УК не заключила договор на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение ВДГО в положенный срок. Из-за чего управление привлекло общество к административной ответственности и назначило штраф в 300 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ).
Управляющая организация потребовала в суде отменить постановление (дело № А08 – 3829/2020)
Первые две инстанции удовлетворили иск. Суды установили, что компания направила предложение на заключение договора вовремя, в то время как ресурсоснабжающая организация АО «Газпром газораспределение Белгород» медлила с ответом и акцептовала оферту спустя почти 1,5 месяца.
Арбитражный суд Центрального округа согласился с выводами нижестоящих инстанций и оставил жалобу без удовлетворения (Постановление от 2 апреля 2021 г. № Ф10 – 81/2021):
- суды установили, что общество 22.01.2020 г. (то есть в пределах установленного срока) направило оферту на заключение договора, однако, она была акцептована 28.02.2020 г. Такие обстоятельства суды расценили в качестве объективно препятствовавших исполнению возложенной обязанности;
- юридическое лицо привлекается к ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, но лицом не были приняты все зависящие меры (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10);
- принимая во внимание, что УК приняла зависящие меры, направленные на заключение договора при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, направив письмо о заключении договора в установленный срок, суды пришли к верному выводу, что административный орган необоснованно признал общество виновным в совершении административного правонарушения.