Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции напомнил, что моральный вред должен быть компенсирован судом с учётом всех обстоятельств дела и с соблюдением требований разумности и справедливости (дело № 88 – 3092/2021-(88 – 30428/2020)).
Собственник квартиры в одном из МКД в 2018 году выиграл спор с управляющей компанией из Волгограда.
Центральный районный суд г. Волгограда обязал УК устранить засор в системе вентиляции многоквартирного дома и взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей и штраф — 50 тысяч рублей.
Однако УК не торопилась исполнять решение суда, вентиляция по-прежнему не работала, в квартиру поступали посторонние запахи, а отсутствие тяги могло создавать угрозу для жизни и здоровья собственника, его семьи и других жителей дома.
Бездействие ответчика причиняло жильцу моральные страдания.
Чтобы заставить ответчика работать и компенсировать моральный вред, причинённый бездействием, собственник квартиры снова обратился в суд и потребовал взыскать с управляющей компании 950 тысяч рублей.
Центральный районный суд удовлетворил требования истца частично и взыскал в его пользу 10 тысяч рублей в счёт компенсации морального вреда 5 000 руб. штрафа. Апелляционная инстанция оставила решение без изменения.
В кассационной жалобе истец просил отменить решение.
Судебная коллегия по гражданским делам указала, что суды обеих инстанций правильно применил нормы Закона о защите прав потребителей и установил причинение морального вреда и вину ответчика.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законом и договором (п. 42 Правил содержания общего имущества № 491).
При определении размеров компенсации морального вреда суд учитывает требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом всех фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
С учётом требований разумности и справедливости суд сделал верный вывод о частичной удовлетворении требований истца и снизил размер компенсации до 10 тысяч рублей, поскольку запрашиваемый размер компенсации — 950 тысяч рублей, необоснованно завышен.